Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.132-153

EDN: https://elibrary.ru/zrxdde

УДК 37.043.2-055.1/.-057.21

 

Навыки специалиста по обучению и развитию: интеграция образования и бизнеса

Коршунов Илья Алексеевич
кандидат химических наук, доцент, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых, ведущий научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (109028, Российская Федерация, г. Москва, Покровский б-р, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0706-0308, Scopus ID: 57201132401, Researcher ID: Q-8721-2018, SPIN-код: 5543-7218, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ширкова Наталия Николаевна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лабораториии непрерывного образования взрослых Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (109028, Российская Федерация, г. Москва, Покровский б-р, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4040-024X, Scopus ID: 57206181624, Researcher ID: W-3808-2018, SPIN-код: 9169-6211, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Миронова Юлия Павловна
кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4), ORCID: https://orcid.org/0009-0005-7485-9373, SPIN-код: 8416-2911, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Несмотря на увеличивающийся спрос на обучение работников предприятий, отсутствуют работы, посвященные комплексному анализу требований работодателей к навыкам специалистов по обучению и развитию персонала в российских компаниях с учетом отраслевой специфики, территориальных различий и функциональных особенностей направлений деятельности. Цель исследования – изучить запрос работодателей на навыки специалистов, организующих обучение и развитие персонала в российских компаниях.
Материалы и методы. В ходе работы проанализированы научные, аналитические и корпоративные публикации отечественных и зарубежных ученых, результаты исследований, статистические данные и отчеты о трендах корпоративного обучения; осуществлен контент-анализ вакансий специалиста по обучению и развитию персонала для выделения профессиональных и надпрофессиональных навыков с помощью отечественного аналитического агрегатора вакансий «Роснавык»; проведена кластеризация вакансий по различным диапазонам предлагаемой заработной платы на основе платформы «HeadHunter»; описаны взаимосвязи доли вакансий и валового регионального продукта на душу населения в российских субъектах с помощью открытых данных Росстата.
Результаты исследования. Установлено увеличение спроса на специалистов по обучению и развитию персонала в крупных компаниях и необходимости развития их профессиональных навыков. Анализ данных о вакансиях демонстрирует наличие двух зарплатных групп: линейный специалист и руководитель. Изучение отраслевого спроса на специалистов по обучению и развитию выявило превалирующую долю таких вакансий в третичном секторе экономике, что соответствует высокой обновляемости персонала в данных отраслях и актуальности его обучения, ориентированного на предоставление услуг населению. Исследование территориального спроса на специалистов по обучению и развитию определило регионы-лидеры по наибольшей доле этих вакансий и отметило их соответствие перечню регионов с развитой экономикой.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности для руководителей компаний, HR-специалистов и специалистов по обучению и развитию оценить текущие требования к сотрудникам в сфере обучения и развития в России и сравнить их с мировыми тенденциями. Исследование будет полезно образовательным учреждениям, разрабатывающим программы подготовки специалистов по обучению и развитию, может послужить основой разработки отдельного профессионального стандарта специалиста по обучению и развитию.

Ключевые слова: специалист по обучению и развитию, профессиональные и надпрофессиональные навыки, тренды обучения, экономика региона, развитие персонала в российских компаниях

Финансирование: статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования РФ (№ 075-15-2022-325 от 25.04.2022 г.).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Миронова Ю.П. Навыки специалиста по обучению и развитию: интеграция образования и бизнеса. Интеграция образования. 2025;29(1):132–153. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.132-153

Заявленный вклад авторов:
И. А. Коршунов – формулирование замысла исследования; разработка методологии исследования; визуализация результатов исследования.
Н. Н. Ширкова – формулирование замысла исследования; разработка методологии исследования; написание черновика рукописи; критический анализ черновика рукописи.
Ю. П. Миронова – написание черновика рукописи; применение статистических методов для анализа исследования; визуализация результатов исследования.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 27.09.2024;
одобрена после рецензирования 28.12.2024;
принята к публикации 09.01.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сидорина Т.Ю., Глебов О.А., Сидельников И.А. Автоматизация и искусственный интеллект в трудовых практиках. Журнал исследований социальной политики. 2022;20(3):433–444. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-433-444
  2. Бабич Н.С., Иващенкова Н.В. Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции. Интеграция образования. 2024;28(1):68–80. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080
  3. Тугускина Г.Н., Рожкова Л.В., Найденова Л.И., Супиков В.Н., Сеидов Ш.Г. Дополнительное профессиональное образование как условие повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда. Интеграция образования. 2022;26(1):111–129. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.111-129
  4. Юрасова М.В. Обучение в бизнес-организациях. Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2023;29(3):166–196. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-3-166-196
  5. Wash G.L. Improving Employee Performance through Corporate Education. Journal of Business and Educational Leadership. 2023;13(1). https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4341798
  6. Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Современные тренды в системе адаптации персонала. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022;11(1):29–35. https://doi.org/10.12737/2305-7807-2022-11-1-29-35
  7. Шепель М.О., Велединская С.Б., Дийская Е.А., Фещенко А.В,, Коршунов И.А., Ширкова Н.Н. Микроквалификационные программы в университетах: новая образовательная траектория для обучения взрослого населения. Высшее образование в России. 2024;33(11):29–55. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-11-29-55
  8. Garavan T.N., Darcy C., Bierema L.L. Learning and Development in Highly Dynamic VUCA Contexts: A New Framework for the L&D Function. Personnel Review. 2024;53(3):641–656. https://doi.org/10.1108/PR-03-2024-0284
  9. Awasthi S., Kumar S. Need for Employee Development in Employee Performance: A Present Scenario. International Journal of Management and Social Sciences. 2016;4(6):66–73. Available at: https://clck.ru/3GUfB6 (accessed 14.09.2024).
  10. Татаринов К.А., Ленский И.А. Обучение предпринимателей и сотрудников компаний малого бизнеса. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;9(2):152–155. URL: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2020-2.pdf (дата обращения: 14.09.2024).
  11. Morandini S., Fraboni F., De Angelis M., Puzzo G., Giusino D., Pietrantoni L. The Impact of Artificial Intelligence on Workers’ Skills: Upskilling and Reskilling in Organisations. Informing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline. 2023;26:39–68. https://doi.org/10.28945/5078
  12. Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Построение технологии управления талантами в организации. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2023;12(1):33–37. https://doi.org/10.12737/2305-7807-2023-12-1-33-37
  13. Герасимова Ю.О., Уртенова П.Р., Кулиева А.В. Вовлеченность в онлайн-обучение через призму образовательного опыта взрослых. Вопросы образования. 2023;(4):85–111. https://doi.org/10.17323/vo-2023-16315
  14. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Тихомирова М.А., Мелкая Л.А. Смешанные образовательные технологии в высшем образовании: систематический обзор отечественных публикаций. Высшее образование в России. 2022;31(8–9):58–78. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-58-78
  15. Проказина Н.В. EdTech в социологическом образовании: вызовы и возможности, риски и решения. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2024;24(1):165–175. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-165-175
  16. Мантуленко В.В. Осмысление опыта цифровизации российского образования: актуальные вызовы и задачи. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023;(3):109–121. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11019
  17. Назайкинский С.В. Актуальные проблемы трансформации обучения персонала в организации. Вестник РГГУ. Сер. «Экономика. Управление. Право». 2018;(3):23–34. URL: https://economics.rsuh.ru/jour/article/view/163 (дата обращения: 14.09.2024).
  18. Коршунов И.А., Тюнин А.М., Ширкова Н.Н., Мирошников М.С., Фролова О.А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021;(2):286–314. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1627
  19. Чеглакова Л.М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций. Экономическая социология. 2011;12(2):80–98. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1259552522/ecsoc_t12_n2.pdf#page=80 (дата обращения: 14.09.2024).
  20. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Ястребов А.А., Иванов А.Д. Наставник в современной компании: требования и подготовка. Московский экономический журнал. 2019;(12):825–832. URL: https://qje.su/ru/storage/view/142350 (дата обращения: 14.09.2024).
  21. Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России. Образование и наука. 2024;26(5):124–151. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-124-151
  22. Калинин А.Ф., Исаева С.В. Повышение эффективности и управляемости процесса производственного наставничества через классификацию его видов. Креативная экономика. 2021;15(5):1869–1882. https://doi.org/10.18334/ce.15.5.112012
  23. Перевалова О.С., Баркалов С.А., Балашова Н.А. Оптимизация процедуры наставничества в организационных системах. Вестник ЮУрГУ. Сер. «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». 2022;22(4):85–95. http://dx.doi.org/10.14529/ctcr220409
  24. Зорина И.А. Роль наставника в современном обществе: обзор социологических исследований. Управленческое консультирование. 2023;(11):140–148. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-140-148
  25. Ambele R., Kaijage Sh., Dida M.A., Trojer L., Kyando N. A Review of the Development Trend of Personalized Learning Technologies and Its Applications. International Journal of Advances in Scientific Research and Engineering. 2022;8(11):75–91. https://doi.org/10.31695/IJASRE.2022.8.11.9
  26. Tran T.Q., De N., Toai N.V. Developing an Adaptive Learning Platform Based on Artificial Intelligence (AI) to Personalize the Learning Experience. International Journal of Management and Organizational Research. 2024;3(3):34–38. https://doi.org/10.54660/IJMOR.2024.3.3.34-38
  27. Смирнов Д.Ю. Проблемы профессиональной подготовки персонала в бизнес-школе крупной корпорации. Вестник РМАТ. 2022;(4):121–128. URL: https://rmat.ru/wyswyg/file/1dokyment_2022/2022-4.pdf (дата обращения: 14.09.2024).
  28. Резер Т.М. Методология организации профессионального обучения граждан старшего возраста: общая концепция. Образование и наука. 2021;23(4):11–42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-11-42
  29. Касьянова Т.И., Воронина Л.И., Резер Т.М. Образовательный потенциал российских граждан пожилого возраста. Образование и наука. 2020;2(22):121–141. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-121-142
  30. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Профессиональное образование для людей «серебряного возраста». Образование и наука. 2019;21(10):59–88. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-59-88
  31. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Сорокин П.С. Запрос работодателей на самостоятельность сотрудников: анализ открытых вакансий. Социологические исследования. 2024;(1):85–96. https://doi.org/10.31857/S0132162524010085
  32. Трегубова Т.М., Айнутдинова И.Н., Айнутдинова К.А. Использование мультимодальных форм смешанного обучения в образовательных программах вузов. Ярославский педагогический вестник. 2022;(4):66–74. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-66-74
  33. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология. Высшее образование в России. 2021;30(5):44–64. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64
  34. Глебова Л.Н., Платонова Ю.А. Мультимодальный образовательный текст массовых открытых онлайн-курсов (МООК): рекомендации по визуализации контента. Научный диалог. 2016;(10):338–348. EDN: WWYHJP
  35. Пинская М.А., Михайлова А.М., Рыдзе О.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Авдеенко Н.А. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? Образовательная политика. 2019;79(3):50–62. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/form-and-evaluate (дата обращения: 14.09.2024).
  36. Бондаренко Н.В. Вклад компаний в накопление человеческого капитала: межстрановый анализ. Форсайт. 2015;9(2):22–37. URL: https://foresight-journal.hse.ru/article/view/19267 (дата обращения: 14.09.2024).
  37. Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Экспертная оценка места университета в экосистеме образования взрослых. Высшее образование в России. 2024;33(4):9–32. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-4-9-32

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License