PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.081-096

EDN: https://elibrary.ru/gtifkq

УДК 37-053.81(470+571)

 

Знания-убеждения и убежденность как главный ориентир воспитания и обучения молодежи России

Лихолетов Валерий Владимирович
доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры экономической безопасности Южно-Уральского государственного университета (454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7131-7302, Scopus ID: 56115438500, SPIN-код: 8012-8163, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Абдуллин Асат Гиниатович
доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии управления и служебной деятельности Южно-Уральского государственного университета (454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0804-6148, Scopus ID: 57219331935, SPIN-код: 6300-8361, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Специальная военная операция на Украине позволила обнаружить недочеты системы воспитания и обучения в России, актуализировала внимание ученых и педагогов-практиков к проблемам формирования у молодежи целостной картины мира, убеждений, гражданственности, патриотизма и высокой нравственности. Необходимым стал критический анализ накопленного опыта и поиска надежных ориентиров воспитательной работы. Цель исследования – анализ проблем воспитания-обучения отечественной молодежи и выявление эффективных средств формирования у молодых людей надежных знаний-убеждений и убежденности.
Материалы и методы. В исследовании использованы междисциплинарный и исторический подходы, проанализирован массив философско-социологических, психолого-педагогических источников проблем формирования убеждений. Осуществлено моделирование на основе синтеза идей «воспитывающего обучения», «народного воспитания», «развивающего обучения» и становления гармоничной нравственной личности, а также закономерностей функционирования и развития систем, выявленных при разработке теорий решения изобретательских задач и развития творческой личности. Предложены концептуальные модели разноуровневых знаний, восхождения человека к убежденности и системному мировоззрению.
Результаты исследования. Развитие устойчивых знаний-убеждений видится главным ориентиром процессов воспитания-обучения молодежи при реализации национального воспитательного идеала как основы становления образованных и патриотично настроенных граждан страны. Предложенные концептуальные модели (формирование знаний при воспитании и обучении, восхождение человека к убежденности и системному мировоззрению) отражают кумулятивный во времени и переменный характер знаний по степени их устойчивости – неустойчивости, смещение зон обученности и образованности человека, динамику «включения» рефлексии в сознание молодых людей при построении ими целостной картины мира.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в научный анализ актуальной проблемы формирования убеждений отечественной молодежи и определения путей эффективной реализации национального воспитательного идеала.

Ключевые слова: знания-убеждения как ориентир воспитания, национальный воспитательный идеал молодежи России, служение Отечеству, воспитывающее обучение, народное воспитание, развивающее обучение

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г. Знания-убеждения и убежденность как главный ориентир воспитания и обучения молодежи России. Интеграция образования. 025;29(1):81–96. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.081-096

Заявленный вклад авторов:
В. В. Лихолетов – разработка концепции; разработка методологии исследования; проведение исследования; написание черновика рукописи.
А. Г. Абдуллин – разработка методологии исследования; проведение исследования; критический анализ черновика рукописи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 16.08.2024;
одобрена после рецензирования 11.10.2024;
принята к публикации 18.10.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин А.Г., Лихолетов В.В., Рябова И.Г. Самоопределение и самореализация мо- лодежи России: социально-нравственные и психолого-педагогические аспекты про- блемы. Интеграция образования. 2021;25(3):440–462. https://doi.org/10.15507/1991- 9468.104.025.202103.440-462 Abdullin A.G., Likholetov V.V., Ryabova I.G. Self-Determination and Self-Realization of the Youth of Russia: Socio-Moral and Psychological-Pedagogical Aspects of the Problem. Integration of Education. 2021;25(3):440–462. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991- 9468.104.025.202103.440-462

2. Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г. Педагог и наставник – ключевые фигуры формирова- ния образовательно-технологического суверенитета страны. Интеграция образования. 2023;27(30):468–489. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.468-489 Likholetov V.V., Abdullin A.G. Educator and Mentor Are Key Figures in Formation of Educational- Technological National Sovereignty. Integration of Education. 2023;27(3):468–489. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.468-489

3. Григорьев Д.В. Духовное и социальное в воспитании человека: размышления о новой концеп- ции. Социальная педагогика. 2010;(2):16–22. EDN: NCXBAF Grigoriev D.V. [Spiritual and Social in Human Education: Reflections on a New Concept]. Sotsialnaya pedagogika. 2010;(2):16–22. (In Russ.) EDN: NCXBAF

4. Шувалов А.В. Уровни реализации национального воспитательного идеала. Воспитание школь- ников. 2014;(6):12–26. EDN: SIRBYB Shuvalov A.V. Levels of Implementation of the National Educational Ideal. Education of Schoolchildren. 2014;(6):12–26. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: SIRBYB

5. Торопов А.Н. Проблемы формирования убеждений личности в психолого-педагогической лите- ратуре. Вестник Московского университета МВД России. 2010;(1):26–30. EDN: MSWIOP Toropov A.N. Problems of Formation of Convictions of the Person in the Psychology and Pedagogical Literature. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russia. 2010;(1):26–30. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: MSWIOP

6. Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г., Караваев А.Ф. Воспитание молодежи в духе служения Оте- честву как ключевая проблема системы образования и главный ориентир национальной без- опасности. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024;29(2):146–158. https://doi. org/10.24412/1999-6241-2024-297-146-158 LikholetovV.V., Аbdullin А.G., Karavaev А.F. Cultivating Youth in the Spirit of Serving the Fatherland as a Key Task of the Educational System and National Security of the Country. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024;29(2):146–158. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10. 24412/1999- 6241-2024-297-146-158

7. Лазарева Ю.А., Строков А.А. Служение Отечеству – основа сохранения традиционных ценно- стей России. Вопросы экономики и права. 2023;(9):37–40. https://doi.org/10.14451/2.183.37 Lazareva Yu.A., Strokov A.A. Serving the Fatherland as the Basis for Preserving Traditional Values of Russia. Economic and Law Issues. 2023;(9):37–40. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.14451/2.183.37

8. Красильникова М.Б. Миф о Софии в контексте переходной эпохи. Обсерватория культуры. 2017;14(1):114–120. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-114-120 Krasilnikova M.B. The Myth of Sophia in the Context of the Transition Era. Observatory of Culture. 2017;14(1):114–120. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14- 1-114-120

9. Пацула А.В., Косинская Н.Б., Зырянова О.В. Экономика гибридной мировой войны. Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Сер.: Экономика и управление. 2023;(22):8–11. EDN: EWZLPT Patsula A.V., Kosinskaya N.B., Zyryanova O.V. The Economy of a Hybrid World War. Vestnik obrazovatelnogo konsortsiuma “Srednerusskiy universitet”. Seria: Ekonomika i upravlenie. 2023. 2023;(22):8–11. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: EWZLPT

10. Склярова Е.А. Вера, знание, убеждение в различных мировоззренческих проекциях. Социум и власть. 2016;(1):21–24. URL: https://siv74.ru/images/downloads/arhiv- nomerov/2016/2016_1.pdf (дата обращения: 22.07.2024). Sklyarova E.A. Faith, Knowledge, Conviction in Different Worldview Projections. Society and Power. 2016;(1):21–24. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://siv74.ru/images/downloads/ arhiv-nomerov/2016/2016_1.pdf (accessed 22.07.2024).

11. Нехорошева И.В. Нравственные убеждения личности и научные подходы к их изучению. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022;(4):76–89. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nravstvennye-ubezhdeniya-lichnosti-i-nauchnye- podkhody-k-ikh-izucheniyu.html (дата обращения: 22.07.2024). Nekhorosheva I.V. Personal Moral Beliefs and Scientific Approaches to the Study of Beliefs. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2022;(4):76–89. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nravstvennye-ubezhdeniya- lichnosti-i-nauchnye-podkhody-k-ikh-izucheniyu.html (accessed 22.07.2024).

12. Груданов И. Роль убеждения и веры в познавательной деятельности. Вестник Тамбовского уни- верситета. Сер.: Общественные науки. 2016;2(4):5–13. EDN: XQRRLF Grudanov I. The Role of Persuasion and Faith in Cognitive Activity. Tambov University Review. Series: Social Sciences. 2016;2(4):5–13. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: XQRRLF

13. Двойнин А.М. Проблема веры в психологии: историко-теоретический обзор. Вестник Право- славного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2013;(3):113–128. URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/4/30/article/2296 (дата обращения: 22.07.2024). Dvoynin A.M. The Problem of Faith in Psychology: Historical and Theoretical Review. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2013;(3):113–128. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://periodical.pstgu.ru/ ru/series/issue/4/30/article/2296 (accessed 22.07.2024).

14. Лихолетов В.В. Моделирование мыследеятельности и типология задачных систем. Школь- ные технологии. 2002;(1):51–62. URL: https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2002-1/ modelirovanie-misledeyatelnosti-i-tipologiya-zadachnih-sistem- (дата обращения: 22.07.2024). Likholetov V.V. [Modeling Mental Activity and Typology of Task Systems]. Shkolnye tekhnologii. 2002;(1):51–62. (In Russ.) Available at: https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2002-1/ modelirovanie-misledeyatelnosti-i-tipologiya-zadachnih-sistem- (accessed 22.07.2024).

15. Годлевская Е.В., Лихолетов В.В. Концептуальная модель формирования системной инженер- ной компетентности: сущность и дидактический инструментарий. Инженерное образование. 2018;(24):85–93. EDN: NMDRIS Godlevskaya E.V., Likholetov V.V. Conceptual Model of Formation System Engineering Competence: Essence and Didactic Tools. Engineering Education. 2018;(24):85–93. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: NMDRIS

16. Майрансаева З.К. Трудовое воспитание и реформы образования в конце XX – начале XXI вв. Вестник Новгородского государственного университета. 2007;(42):36–38. EDN: MUNYRX Mairansayeva Z.K. [Labor Education and Education Reforms in the Late 20th – early 21st Centuries]. Vestnik of Novgorod State University. 2007;(42):36–38. (In Russ.) EDN: MUNYRX

17. Абдуллин А.Г., Лихолетов В.В., Караваев А.Ф. «Спасательный круг» профилактики ухуд- шения здоровья молодежи в эпоху цифровой трансформации образования. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022;27(2):173–188. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2022- 289-173-188 Аbdullin А.G., Likholetov V.V., Karavaev A.F. The “Lifebuoy” to Prevent Youth Health Deterioration in the Era of Digital Transformation of Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022;27(2):173–188. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24412/1999- 6241-2022-289-173-188

18. Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г., Караваев А.Ф. Нужен «новый» ликбез: старые и новые про- блемы системы воспитания и образования в России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023;28(2):161–176. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2023-293-161-176 Likholetov V.V., Аbdullin A.G., Karavaev А.F. Elimination of Illiteracy is Urgent: Old and New Problems of the System of Upbringing and Education in Russia. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023;28(2):161–176. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24412/1999- 6241-2023-293-161-176

19. Князева Е.Н. Мудрость среды: идеи Ф. де Соссюра, Ф. Гваттари, Р. Тома в контексте развития биосемиотики. Философские науки. 2016;(9):61–76. URL: https://www.phisci.info/jour/article/ view/233 (дата обращения: 22.07.2024). Knyazeva H. The Wisdom of the Medium: Ideas of F. de Saussure, F. Guattari and R. Thom in the Context of Development of Biosemiotics. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2016;(9):61–76. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://www.phisci.info/jour/article/view/233 (accessed 22.07.2024).

20. Кузнецова О.Е. Социальные представления о «герое нашего времени» у студентов разной про- фессиональной направленности. Национальный психологический журнал. 2018;11(3):139–147. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0313 Kuznetsova O.E. Social Representations about “The Contemporary Hero” in Students of Different Career Choice. National Psychological Journal. 2018;11(3):139–147. https://doi.org/10.11621/ npj.2018.0313

21. Ильичев Н.М. Роль доказательства в формировании у воинов убежденности, веры. Военная мысль. 2009;(3):52–58. EDN: THDDBB Ilyichev N.M. [The Role of Evidence in Forming Conviction and Faith in Warriors]. Military Thought. 2009;(3):52–58. (In Russ.) EDN: THDDBB

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License