Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.068-080

EDN: https://elibrary.ru/mhyqzb

УДК 316.6:159.923-057.875

 

Семантические характеристики внутреннего психологического контекста как индикатор личностного развития студентов

Вершинина Татьяна Станиславовна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии и педагогики Уральского государственного медицинского университета (620028, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3022-9570, Researcher ID: D-5813-2016, SPIN-код: 3728-6999, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Жукова Наталья Владимировна
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9863-257X, SPIN-код: 1893-1179, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Несмотря на большой интерес ученых к факторам и методам личностного развития студентов, взаимодействию внешних и внутренних контекстов, семантическому выражению психологического состояния человека, отсутствуют работы, выявляющие различия внутреннего психологического контекста на основе субъективной семантики речевого поступка обучающихся на разных этапах развития. Цель исследования – на основе анализа семантических характеристик изучить динамику внутреннего психологического контекста как показателя личностного развития студентов на разных этапах обучения.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты первого и третьего курсов двух вузов Екатеринбурга (период проведения 2022–2023 гг.). Смысловые характеристики внутреннего психологического контекста обучающихся анализировались методом репертуарных решеток Дж. Келли. Достоверность различий результатов среди студентов доказана с помощью критерия χ2 Пирсона. Репертуарные решетки респондентов изучались с использованием ко-терапевтической компьютерной системы «КЕЛЛИ», описательной и математической статистики (Statistica v. 12).
Результаты исследования. Полученные результаты показали различия семантических характеристик внутреннего психологического контекста в речевом поступке среди студентов разных курсов, их обусловленность единством параметров (типа коммуникации, значимых ролей в сопряженности Я-реального/Я-идеального, жестко связанных конструктов). Выявленные признаки свидетельствуют об уровне личностного развития в разные периоды обучения; проявляются в особенностях использованных лексических единиц в тесно связанных парах характеристик, принадлежности лексики к стилистическим пластам, направленности сознания на другого (наличие/ отсутствие эго-направленности в оценке действий другого), степени соответствия семантики тесно связанных пар характеристик национальной коммуникационной культурной матрице, категоричности/гибкости суждений и оценок в межличностном взаимодействии.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование развивает теорию контекстного образования, вносит вклад в развитие представлений о субъективной семантике речевого поступка, отражающей особенности внутреннего психологического контекста на разных этапах личностного развития студента в образовательной среде вуза.

Ключевые слова: контекст образовательной среды вуза, внутренний психологический контекст, личностное развитие студента, семантические характеристики, значимость ролей, ролевая прагматика

Благодарности: авторы выражают благодарности рецензентам за конструктивные замечания и рекомендации по доработке статьи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Вершинина Т.С., Жукова Н.В. Семантические характеристики внутреннего психологического контекста как индикатор личностного развития студентов. Интеграция образования. 2025;29(1):68–80. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.068-080

Заявленный вклад авторов:
Т. С. Вершинина – анализ источников по теме исследования; проведение исследования; разработка концепции исследования; написание черновика рукописи; критический анализ черновика рукописи.
Н. В. Жукова – разработка концепции исследования; критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 24.07.2024;
одобрена после рецензирования 03.09.2024;
принята к публикации 10.09.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

div>

  1. Абакумова И.В., Годунов М.В., Пеньков Д.В. Стратегии смыслообразования: переход от дуальности к триалектике. Российский психологический журнал. 2019;16(1):52–76. http://doi.org/10.21702/rpj.2019.1.3
  2. Carapeto M.J., Feixas G. The Organization of Self-Knowledge in Adolescence: Some Contributions Using the Repertory Grid Technique. European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020;10(1):408–423. https://doi.org/10.3390/ejihpe10010031
  3. Вербицкий А.А., Данилочкина В.В. Теоретико-эмпирическая модель исследования смыслообразующего психологического контекста участников краткосрочных деловых переговоров. Психолого-педагогический поиск. 2021;(2):208–220. EDN: BAAUZJ
  4. García-Jiménez J., Rodríguez-Santero J., Torres-Gordillo J.-J. Influence of Contextual Variables on Educational Performance: A Study Using Hierarchical Segmentation Trees. Sustainability. 2020;12(23):9933. https://doi.org/10.3390/su12239933
  5. Benz A. Epistemic Perspectives and Communicative Acts. Frontiers in Communication. 2021;6:612733. https://doi.org/10.3389/fcomm.2021.612733
  6. Haryanto P.Ch., Arty I.S. The Application of Contextual Teaching and Learning in Natural Science to Improve Student’s HOTS and Self-Efficacy. Journal of Physics: Conference Series. 2019;1233:012106. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1233/1/012106
  7. Sokha K. Examine the Impact of Contextual, Personal, and Behavioral Factors on High School Teachers’ Engagement in Teaching Science Using an Integrated STEM Approach. International Journal of Science and Mathematics Education. 2024;22:1857–1883. https://doi.org/10.1007/s10763-024-10447-5
  8. Дубовицкая Т.Д., Заболотная Е.В. Научно-профессиональное мышление психологов в контексте подготовки кадров высшей квалификации. Педагогика и психология образования. 2022;(2):74–86. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-2-74-86
  9. Tari D.K., Rosana D. Contextual Teaching and Learning to Develop Critical Thinking and Practical Skills. Journal of Physics: Conference Series. 2019;1233:012102. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1233/1/012102
  10. Zhao Y., Lin S., Liu J., Zhang J., Yu Q. Learning Contextual Factors, Student Engagement, and Problem-Solving Skills: A Chinese Perspective. Social Behavior and Personality. 2021;49(2):1–18. https://doi.org/10.2224/sbp.9796
  11. Constantino S.M., Schlüter M., Weber E.U., Wijermans N. Cognition and Behavior in Context: A Framework and Theories to Explain Natural Resource Use Decisions in Social-Ecological Systems. Sustainability Science. 2021;16:1651–1671. https://doi.org/10.1007/s11625-021-00989-w
  12. Nandy A., Nixon E., Quigley J. Communicative Functions of Parents’ Child-Directed Speech across Dyadic and Triadic Contexts. Journal of Child Language. 2021;48(6):1281–1294. https://doi.org/10.1017/S030500092000080x
  13. Kim H.-J. Socio-Cultural Development Approach to Investigate Teacher Learning across Two Contexts. Education Sciences. 2021;11(2):37. https://doi.org/10.3390/educsci11020037
  14. Yazdani S., Ross S. Carl Rogers’ Notion of “Self-Actualization” in Joyce’s A Portrait of the Artist as a Young Man. 3L: Language, Linguistics, Literature: The Southeast Asian Journal of English Language Studies. 2019;25(2):61–73. https://doi.org/10.17576/3L-2019-2502-05
  15. Weizenbaum E., Torous J., Fulford D. Cognition in Context: Understanding the Everyday Predictors of Cognitive Performance in a New Era of Measurement. JMIR mHealth uHealth. 2020;8(7):e14328. https://doi.org/10.2196/14328
  16. Сороковых Г.В., Шафикова И.Р. Понятие вторичной языковой личности профессионала в отечественной и зарубежной лингводидактике: систематический обзор. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020;5(4):419–424. https://doi.org/10.30853/ped200101
  17. Булгаков А.В. Семантический анализ как экспресс-методика оценки представлений о риске в профессиональной деятельности. Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019;(4):88–103. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2019-4-979
  18. Вильцер А.М. Семантика мышления и системное отражение мыслительной деятельности человека в решении разнообразных когнитивных задач. Здравоохранение, образование и безопасность. 2019;(2):67–76. EDN: QSYTHU
  19. Zogaj A., Tscheulin D.K., Lindenmeie J., Olk S. Linking Actual Self-Congruence, Ideal Self-Congruence, and Functional Congruence to Donor Loyalty: The Moderating Role of Issue Involvement. Journal of Business Economics. 2021;91:379–400. https://doi.org/10.1007/s11573-020-01006-9
  20. Paz C., Aguilera M., Salla M., Compañ V., Medina J.C., Bados A., et. al. Personal Construct Therapy vs Cognitive Behavioral Therapy in the Treatment of Depression in Women with Fibromyalgia: Study Protocol for a Multicenter Randomized Controlled Trial. Neuro-Psychiatric Disease and Treatment. 2020;16:301–311. https://doi.org/10.2147/NDT.S235161
  21. Li M.-H., Lai I.K.W. Actual Self-Image Versus Ideal Self-Image: An Exploratory Study of Self-Congruity Effects on Gambling Tourism. Frontiers in Psychology. 2021;12:588190. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.588190
  22. Wu Sh., Ren M., Pitafi A.H., Islam T. Self-Image Congruence, Functional Congruence, and Mobile App Intention to Use. Mobile Information Systems. 2020;2020(1):5125238. https://doi.org/10.1155/2020/5125238
  23. Юсупова Л.Г., Песина С.А. Формирование семантической структуры многозначного слова. Казанская наука. 2019;(3):75–78. EDN: BUQQWO
  24. Paszkowska-Rogacz A., Kabzińska Z. Applications of Kelly’s Personal Construct Theory to Vocational Guidance. Psychology Research. 2012;2(7):408–421. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED535730.pdf (accessed 07.04.2024).
  25. Полянина О.И., Балева М.В., Шевкова Е.В. Семантическая оценка смысловой динамики учебного пространства ВУЗа в процессе обучения критическому мышлению по модели свободных искусств и наук. Психологическая наука и образование. 2018;23(4):41–51. https://doi.org/10.17759/pse.2018230404
  26. Дьяков С.И. Семантическая репрезентация деструктивного опыта в системе психической самоорганизации личности. Клиническая и специальная психология. 2019;8(4):123–137. https://doi.org/10.17759/cpse.2019080408
  27. Доминикан А.И. Виды контекстов при разных научных подходах. Вестник ТвГУ. Сер. Филология. 2017;(4):125–131. EDN: ZURPBV
  28. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Понятие «контекст» в категориальном строе психологической науки. Педагогика и психология образования. 2015;(4):90–99. URL: http://pp-obr.ru/arhiv/pedagogika-i-psihologiya-obrazovaniya-2015-4/ (дата обращения: 07.04.2024).

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License