DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.010-027
EDN: https://elibrary.ru/yqlmbd
УДК 004.9:008:811.161.1(6)
Возможности применения цифровых медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки
Летина Наталия Николаевна
доктор культурологии, доцент, профессор кафедры культурологии, начальник отдела научных исследований Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1884-7827, Scopus ID: 57190950703, Researcher ID: S-8538-2016, SPIN-код: 5326-0502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тарханова Ирина Юрьевна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, директор института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7166-650X, Scopus ID: 57205532756, Researcher ID: A-4057-2014, SPIN-код: 4366-4145, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Важность изучения возможностей применения цифровых медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки обусловлена необходимостью организации культурно-просветительской деятельности России за рубежом в ответ на современные социальные, политические и экономические вызовы. Остаются нерешенными проблемы комплексного анализа факторов цифровизации образовательных процессов в регионе, выявления интересов местного населения к изучению русского языка и культуры, предпочтений потенциальной целевой аудитории по использованию цифровых средств для обучения, определения условий реализации программ по продвижению русского языка и культуры в регионе. Цель исследования – проанализировать на примере Республик Кот-д’Ивуар и Гана возможности применения цифровых дидактических решений для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки.
Материалы и методы. В качестве респондентов выступили 92 африканских студента, разделенных на две группы, различающихся по интегрированности в русскую культуру и изучению русского языка. Инструментарий разрабатывался на основе методологии социокультурного подхода, в основе которого лежит учет культурных образцов и норм поведения при проектировании образовательных практик. Исследование проводилось в три этапа при дифференциации выборки по геополитическому, лингвистическому, образовательному принципу с помощью онлайн-анкетирования и фокус-группы. Разработанный алгоритм способствовал выявлению, корректировке и определению релевантных маркеров потенциала и рисков цифровизации медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки.
Результаты исследования. Выявлены маркеры возможностей и ограничений создания цифрового контента для стран Западной Африки: мировоззренческая корреляция образа России с русским языком и русской культурой, позитивное восприятие страны, значимость высшего образования и академических обменов, стремление к получению информации через средства актуальной медиасреды. Определены коммуникативные приоритеты африканских студентов: групповые офлайн-контакты с использованием аудиовизуального контента, поддержка очного общения дополнительными материалами в социальных сетях и мессенджерах. Для научной дискуссии представлены триггеры риска продвижения цифровых продуктов: недостаточный уровень развития и доступности сотовой связи, сети Интернет, информационных технологий в Западной Африке, низкая цифровая грамотность населения; устойчивый коммуникативный приоритет живого коллективного общения; ограничения в отношении использования социальных сетей и программного обеспечения.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть полезны исследователям социокультурных основ изучения русского языка как иностранного, разработчикам российских культурных и образовательных проектов, преподавателям центров открытого образования на русском языке в Африке.
Ключевые слова: популяризация русского языка и культуры в странах Западной Африки, русский язык как иностранный, культурно-просветительская деятельность, цифровая дидактика, медиадидактические средства, международная интеграция
Финансирование: исследование выполнено при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания на НИР № 073-00036-24-04, тема «Обоснование и разработка цифровых и медиадидактических решений для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки (Республика Гана, Республика Кот-д’Ивуар)».
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Летина Н.Н., Тарханова И.Ю. Возможности применения цифровых медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки. Интеграция образования. 2025;29(1):10–27. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.010-027
Заявленный вклад авторов:
Н. Н. Летина – разработка методологии; проведение исследования и первичная обработка полученных результатов; интерпретация и анализ материалов; написание черновика рукописи; критический анализ черновика рукописи.
И. Ю. Тарханова – постановка научной проблемы; формирование замысла исследования; разработка методологии; обзор литературы; интерпретация и анализ материалов; критический анализ черновика рукописи.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 31.07.2024;
одобрена после рецензирования 19.09.2024;
принята к публикации 26.09.2024.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Носкова Т.Н. Цифровая образовательная среда: методологический аспект запуска инно- ваций. Информатика и образование. 2023;38(6):45–51. https://doi.org/10.32517/0234-0453- 2023-38-6-45-51 Noskova T.N. Digital Educational Environment: The Methodological Aspect of Launching Innovations. Informatics and Education. 2023;38(6):45–51. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-6-45-51
2. Мельник А.Д. Роль смешанного обучения в высшем образовании: «первые шаги» студен- тов к неустойчивой работе и жизни. Интеграция образования. 2023;27(3):506–521. https:// doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.506-521 Melnik A.D. Role of Blended Learning in Higher Education: Students’ “First Steps” to Precarious Work and Social Life. Integration of Education. 2023;27(3):506–521. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.506-521
3. Колесников Ю.Ю. Развитие информационных технологий в сфере образования и пути их со- вершенствования. Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023;(1):37–42. EDN: CKJUAS Kolesnikov Yu.Yu. Development of Information Technology in the Field of Education and Ways to Improve Them. Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of High- er Educational. 2023;(1):37–42. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: CKJUAS
4. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации. Педагогика. 2022;(1):40–50. Robert I.V. Development of Informatization of Education in the Context of Digital Transformation. Pedagogycs. 2022;(1):40–50. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Dewi N. Lest We Forget: Inhumanity Threats in Teaching in the New Era. LLT Journal: A Journal on Language and Language Teaching. 2021;24(1):117–125. https://doi.org/10.24071/llt.v24i1.3156
6. Грунис М.Л., Кирилова Г.И. Цветовая дифференциация цифровых рисков в педагогическом образовании. Интеграция образования. 2023;27(2):325–339. https://doi.org/10.15507/1991- 9468.111.027.202302.325-339 Grunis M.L., Kirilova G.I. Color Differentiation of Digital Risks in Teacher Education. Integra- tion of Education. 2023;27(2):325–339. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991- 9468.111.027.202302.325-339
7. Безгодова С.А., Микляева А.В. Академический обман в цифровой среде: социально-психоло- гический анализ. Science for Education Today. 2021;11(4):64–90. http://dx.doi.org/10.15293/2658- 6762.2104.04 Bezgodova S.A., Miklyaeva A.V. Digital Academic Dishonesty: A Socio-Psychological Ana- lysis. Science for Education Today. 2021;11(4):64–90. (In Russ., abstract in Eng.) http:// dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.04
8. Семенов А.Л., Зискин К.Е. Концепция расширенной личности как ориентир цифрово- го пути образования. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021;(4):530–535. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66 Semenov A.L. Ziskin K.Е. The Concept of an Expanded Personality as a Reference Point of the Digi- tal Path of Education. The Herzen University Studies: Psychology in Education. 2021;(4):530–535. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66
9. Шкваря Л.В., Ахмади Ф.А. Анализ уровня и перспектив цифровизации в развивающихся регионах (на примере Северной Африки). Горизонты экономики. 2022;(4):62–68. EDN: UMTBXC Skvarya L.V. Ahmadi F.A. Analysis of the Level and Prospects of Digitalization in Developing Regions (Using the Example of North Africa). Horizons of Economics. 2022;(4):62–68. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: UMTBXC
10. Приходько Д.В. Цифровизация в странах Африки и факторы ее сдерживающие. Фундамен- тальные исследования. 2024;(2):31–36. https://doi.org/10.17513/fr.43567 Prikhodko D.V. Digitalization in African Countries and the Factors Limiting It. Fundamental Research. 2024;(2):31–36. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17513/fr.43567
11. Agbaglo E., Bonsu E.M. The Role of Digital Technologies in Higher Education during the Corona- virus Pandemic: Insights from a Ghanaian University. Social Education Research. 2022;3(3):45–57. https://doi.org/10.37256/ser.3320221402
12. Asamoah M.K., Osafo J., Biney I., Agyekum B. Psychological and Educational Effects of the COVID-19 Pandemic on Online Students and Faculty of a Ghanaian University. Journal of Adult and Continuing Education. 2023;30(2):302–320. http://dx.doi.org/10.1177/14779714231180298
13. Sarpong R. Digitalisation of Education in Ghana: An Overview. Teacher Education Journal of Ban- gladesh. 2023;2(1):97–106. Available at: https://www.researchgate.net/publication/377255805_Digi- talisation_of_Education_in_Ghana_An_Overview (accessed 29.06.2024).
14. Loglo F.S. Media Usage Patterns of African Higher Education Students: A Ghanaian Perspective. Ubiquity Proceedings. 2023;3(1):326–333. https://doi.org/10.5334/uproc.104
15. Абдулай М.С.Ю. Цифровые аспекты развития стран и регионов Африки. Сегодня и завтра Российской экономики. 2023;(117):5–13. Abdoulaye M.S.Yu. Digital Aspects of the Development of African Countries and Regions. Today and Tomorrow of the Russian Economy. 2023;(117):5–13. (In Russ., abstract in Eng.)
16. Володенков С.В. Политика в цифровом формате в исследованиях российских и зарубежных ученых: представляю номер. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2022;24(3):339–350. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-339-350 Volodenkov S.V. Theorizing Digital Politics in Russian and Foreign Studies: Introducing the Is- sue. RUDN Journal of Political Science. 2022;24(3):339–350. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-339-350
17. Сафонова В.В. Лингводидактические основы моделирования проблемно-ориентированной образовательной среды в университетском языковом образовании. Вестник Московского Уни- верситета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;27(1):9–25. https:// doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-1 Safonova V.V. Linguodidactic Fundamentals of Modeling a Problem-Oriented Educational Environ- ment in University Language Education. Lomonosov Linguistics and Intercultural Communication Journal. 2024;27(1):9–25. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-1
18. Логинова М.В. Этноэстетика в системе этнокультуры: теоретико-методологический аспект. Финно-угорский мир. 2021;13(2):169–179. https://doi.org/10.15507/2076-2577.013.2021.02.169-179 Loginova M.V. Ethno-Aesthetics in the System Ethnic Culture: Theoretical and Methodological Aspect. Finno-Ugric World. 2021;13(2):169–179. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/2076- 2577.013.2021.02.169-179
19. Харитонова Е.В. Этика и политика в Африке: прецеденты применения элементов традици- онных этических систем в урегулировании политических конфликтов (на примере Руанды и ЮАР). Конфликтология. 2018;(3):55–69. https://doi.org/10.7256/2454-0617.2018.3.27545 Kharitonova E.V. [Ethics and Politics in Africa: Precedents for the Use of Elements of Traditional Ethical Systems in Resolving Political Conflicts (Case of Rwanda and South Africa)]. Conflictology. 2018;(3):55–69. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.7256/2454-0617.2018.3.27545
20. Gougou S.A.M., Mahona J.P. Digital Sociability and the Construction of Social Links on Social Di- gital Network in Ivory Coast: A Case Study of Young Abidjanese. Direct Research Journal of Social Science and Educational Studies. 2022;10(7):118–127. Available at: https://directresearchpublisher. org/drjsses/files/2022/08/PUBLICATIONDRJSSES91144695.pdf (accessed 29.06.2024).
21. Jung I., Lee Y. YouTube Acceptance by University Educators and Students: A Cross-Cultural Perspec- tive. Innovations in Education and Teaching International. 2015;52(3):243–253. https://doi.org/10.10 80/14703297.2013.805986
22. Летина Н.Н. Культуросообразный алгоритм исследования оснований российско-африканского диалога. Верхневолжский филологический вестник. 2023;(4):261–272. EDN: CFIELG Letina N.N. Culture-Congruous Algorithm for Studying the Foundations of the Russian-African Dialogue. Verhnevolzhski Philological Bulletin. 2023;(4):261–272. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: CFIELG
23. Арляпова Е.С., Пономарева Е.Г. Виртуальное посольство: новые технологии представитель- ства и влияния (осмысляя американский опыт). Вестник международных организаций: образо- вание, наука, новая экономика. 2023;18(3):32–47. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2023-03-02 Arlyapova E.S., Ponomareva E.G. Virtual Embassy: New Technologies of Representation and Influence (Rethinking the American Experience). International Organisations Research Journal. 2023;18(3):32–47. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17323/1996-7845-2023-03-02
24. Бондаренко В.В., Полутин С.В., Юдина В.А., Танина М.А., Лескина О.Н. Привлекатель- ность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг. Интеграция образования. 2022;26(1):72–92. https:// doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092 Bondarenko V.V., Polutin S.V., Yudina V.A., Tanina M.A., Leskina O.N. Attractiveness of Rus- sian Universities among Foreign Students in Conditions of Competitive Global Markets of Edu- cational Services. Integration of Education. 2022;26(1):72–92. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.