PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 81’373:004.9:008:811.111

EDN: https://elibrary.ru/ffhxom

DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.624-­640

 

Моделирование индивидуального значения слова с использованием методов культурной картографии и данных клавиатурного почерка

Литвинова Татьяна Александровна
доктор филологических наук, заведующий научно­-исследовательской лабораторией психолингвистического текстового моделирования, профессор кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического университета (394043, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6019-3700, Scopus ID: 56638057700, Researcher ID: P-3809-2016, SPIN-код: 3050-5653, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дехнич Ольга Витальевна
кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора Института межкультурной коммуникации и международных отношений по научной деятельности, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Белгородского государственного национального исследовательского университета (308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, д. 85), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6088-2656, Scopus ID: 56436702200, Researcher ID: AAM-9877-2020, SPIN-код: 3426-6630, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Выявление и описание психологически реального значения слова актуально для ключевых слов, обозначающих важные и показательные для отдельно взятой культуры идеи, образы, представления. В работах последних лет для решения названной задачи эффективно привлекаются данные языковых моделей и методы векторной семантики. Однако набор описываемых значений слов, признаков не универсален, что не позволяет сопоставлять результаты; исследователями не учитываются другие типы характеристик, помимо семантических. Цель исследования – установление индивидуальных различий в психологически реальном значении слова с использованием автоматического инструментария на основе данных разных модальностей (семантических признаков нового типа и маркеров клавиатурного поведения).
Материалы и методы. Материалом исследования является авторский датасет, содержащий ассоциативные реакции к ключевым словам русского языкового сознания, обезличенные данные об информантах, а также признаки, описывающие клавиатурное поведение участников во время продуцирования ассоциаций. Методология включает современные подходы (опора на данные языковых моделей и использование методов векторной семантики – культурная картография), а также разработанный авторами список признаков для описания значения слова на основании данных нейробиологии. Методы анализа данных (линейные смешанные модели, метод главных компонент, кластеризация на главных компонентах), реализованные в пакетах на языке R, устанавливали индивидуальные различия в значении слов, описанных через предложенные группы признаков и их связи с характеристиками информантов.
Результаты исследования. Кластерный анализ показал наличие от двух до трех вариантов психологически реальных значений для девяти исследуемых слов­стимулов, входящих в ядро русского языкового сознания. Подробно описаны конкретные различия в значениях слов по системе обусловленных нейробиологических семантических признаков, а также установлена связь выделенных вариантов значений слов с характеристиками информантов и маркерами их клавиатурного поведения.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть использованы в практике эффективного обучения русскому языку как иностранному, для исследования изменения семантики ключевых слов русской культуры на основании анализа текстов, проектирования эффективных избирательных и рекламных кампаний и др. Среди важнейших задач наших будущих исследований – установление связи различных характеристик ключевых слов, их семантических признаков и особенностей клавиатурного поведения информантов, расширение списка предложенных признаков, использование новых языковых моделей и корпусов текстов для дальнейшей разработки актуальной теоретико­прикладной проблемы исследования и системного описания психологически реального значения слова.

Ключевые слова: культурная семантика, значение слова, клавиатурный почерк, вербальные ассоциации, дистрибутивная семантика, языковые модели, многомерный анализ данных, R Studio

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках выполнения государственного задания в сфере науки (дополнительное соглашение Минпросвещения России и Воронежского государственного педагогического университета № 073­03­2024­048/1 от 13.02.2024 г.), код научной темы QRPK­2024­0011.

Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам за конструктивные рекомендации по доработке статьи. Т. А. Литвинова благодарит за финансовую поддержку Министерство просвещения Российской Федерации.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Литвинова Т. А., Дехнич О. В. Моделирование индивидуального значения слова с использованием методов культурной картографии и данных клавиатурного почерка // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 4. 624–640. https://doi.org/10.15507/1991­9468.117.028.202404.624­640

Заявленный вклад авторов:
Т. А. Литвинова ‒ инициация и организация исследования; сбор материалов и определение программы, методов исследования; структурирование и статистический анализ данных исследования; интерпретация и обобщение результатов исследования; получение финансирования исследования.
О. В. Дехнич ‒ литературный обзор; анализ эмпирических данных исследования; интерпретация и обобщение результатов исследования.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 07.08.2024;
одобрена после рецензирования 16.09.2024;
принята к публикации 24.09.2024.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License