PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 159.923.2:374-053.2

EDN: https://elibrary.ru/ddhlug

DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.561-573

 

Особенности формирования самосознания участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря

Басюк Виктор Стефанович
доктор психологических наук, академик, вице-президент Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2448-0673, Scopus ID: 57223930560, Researcher ID: KVX-9962-2024, SPIN-код: 5404-0727, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Базилевская Олеся Викторовна
заместитель начальника научно-организационного отдела, управления координации научных исследований и подготовки кадров высшей квалификации Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), специалист координационно-образовательного центра «Мой Океан» Всероссийского детского центра «Океан» (690108, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Артековская, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0009-0007-3483-749X, Scopus ID: 57452033700, Researcher ID: LKM-0507-2024, SPIN-код: 9104-7588, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. В статье рассматриваются результаты исследования относительно реализации профильной смены, организованной Российской академией образования и Всероссийским детским центром «Океан» в рамках договора о сетевой форме взаимодействия при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Будущее в науке». Цель исследования – проанализировать особенности становления самосознания участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря.
Материалы и методы. При разработке программы «Будущее в науке» авторы ориентировались на получение практического опыта участниками научно-исследовательской деятельности. Ее реализация осуществлялась с помощью входного и итогового анкетирования, в котором приняли участие 33 обучающихся в возрасте 13–17 лет, зачисленных в профильный 15 отряд на 10 смену в ВДЦ «Океан». Входная анкета направлена на выявление интересов, склонностей, научных предпочтений и целей участников; итоговая – предназначалась для оценки результатов и эффективности ее реализации. Анализ данных осуществлялся путем процентного соотношения, графического отображения и факторного метода обработки анкет, что способствовало выявлению тенденций и проблемных зон.
Результаты исследования. Анкетирование позволило получить качественные данные о динамике мотивации и научно-исследовательской активности обучающихся: специально организованные условия субъект-субъектного взаимодействия способствуют развитию их самосознания. Включенное взаимодействие педагогов и подростков активизирует стремление заниматься наукой. Благодаря организации условий для саморефлексии участники программы осознали свои возможности и их границы, формируя понимание притязаний на свою личностную траекторию саморазвития, будущую профессию, увеличение мотивации к развитию чувства личности и гражданской идентичности.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие научных представлений о закономерностях возрастного развития личности. Материалы статьи могут быть полезны исследователям в области психологии развития личности, возрастной психологии, психологической педагогики, практическим работникам системы образования, занимающимся организацией специализированных смен для детей и подростков.

Ключевые слова: самосознание, самопознание, саморазвитие, внутренняя позиция личности, гражданская идентичность, научно-исследовательская деятельность, критическое мышление, профессионально-личностное развитие, значимый взрослый, посредник, последействие

Благодарности: авторы выражают благодарность президенту Российской академии образования, академику РАО О. Ю. Васильевой и директору ВДЦ «Океан» Н. В. Соловей за поддержку проекта. Их профессионализм стал ключевым фактором в успешном проведении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Будущее в науке», что способствовало формированию самосознания участников и развитию их научных компетенций в условиях летнего лагеря. Также выражаем благодарность ректору МГУ им. Н. П. Огарёва Д. Е. Глушко, редакции журнала «Интеграция образования» и рецензентам за конструктивные замечания, которые позволили улучшить качество статьи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Басюк В. С., Базилевская О. В. Особенности формирования самосознания участников программы «Будущее в науке» в условиях летнего лагеря // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 4. С. 561–573. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.561-573

Заявленный вклад авторов:
В. С. Басюк – научное руководство; постановка проблемы исследования; описание методологии; анализ научной литературы; концептуализация выводов; работа с текстом.
О. В. Базилевская – анализ литературы по заявленной теме; разработка входного и итогового анкетирования; написание первоначального варианта текста; визуализация данных в тексте.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 22.08.2024;
одобрена после рецензирования 30.09.2024;
принята к публикации 08.10.2024.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License