PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 371.212:371.212.2

DOI: 10.15507/1991-9468.115.028.202402.302-317

 

Особенности формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности: оценка результативности профессиональных вступительных испытаний

Павленко Татьяна Владимировна
руководитель Детской академии художественного творчества и дизайна Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5802-4264, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пушкарева Ирина Юрьевна
магистрант Института непрерывного образования, старший лаборант Детской академии художественного творчества и дизайна Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6344-1694, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шиль Анна
магистрант Бременского университета (28359, Германия, г. Бремен, Библиотекштрассе, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-6028-2414, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елагин Виталий Сергеевич
директор Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5277-7716, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пушкарева Елена Александровна
доктор философских наук, профессор кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1857-6783, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. В настоящее время проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности является объективно востребованной, активно изучается в современной педагогической науке. Актуальность исследования обусловлена вызовами быстро изменяющейся действительности, способствующей становлению информационного технологически развивающегося общества, предъявляющего новые требования к формированию творческой личности, навыков художественно-творческого мышления. Цель исследования – определить психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности и оценить степень их готовности к творческой деятельности на основе профессиональных вступительных испытаний.
Материалы и методы. Важным основанием проводимого педагогического исследования является методология личностно-деятельностного подхода, в рамках которого творческая деятельность определяется как одна из ведущих. Данное исследование осуществлялось в период с 2021 по 2023 гг. в логике педагогического эксперимента на базе Детской академии художественного творчества и дизайна. Выборку составили 155 школьников, обучающихся по различным направлениям художественно-творческой деятельности.
Результаты исследования. В настоящее время на фоне информационного развития процессы подготовки творческой личности претерпевают изменения и обуславливаются необходимостью формирования соответствующего мышления. Обоснована важность целенаправленного развития творческой активности личности уже со школьных лет. Определены основные и дополнительные психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности. Показана специфика подготовки старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна по специальным художественным дисциплинам; обозначены результаты оценки на основе обобщения данных вступительного профессионального испытания в вуз по дисциплинам художественной направленности (рисунок, живопись).
Обсуждение и заключение. Настоящее исследование вносит вклад в развитие педагогического знания в области создания педагогических условий для формирования готовности личности к творческой дея- тельности. Материалы статьи могут быть полезны всем интересующимся вопросами исследования теоретических и практических аспектов формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.

Ключевые слова: творческая деятельность, подготовка творческой личности, процесс художественной деятельности, творческие навыки школьников, подготовка старших школьников, художественное творчество, профессиональное испытание

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Особенности формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности: оценка результативности профессиональных вступительных испытаний / Т. В. Павленко [и др.] // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 2. С. 302–317. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.302-317

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 09.02.2024;
одобрена после рецензирования 03.04.2024;
принята к публикации 11.04.2024.

Заявленный вклад авторов:
В. С. Павленко ‒ инициация и организация исследования; сбор материалов и определение программы, методов исследования; анализ эмпирических данных.
И. Ю. Пушкарева ‒ сбор материалов; структурирование и статистический анализ данных исследования.
А. Шиль ‒ анализ эмпирических данных исследования.
В. С. Елагин ‒ инициация исследования и определение основных его направлений.
Е. А. Пушкарева ‒ постановка научной проблемы; литературный обзор; интерпретация и обобщение результатов исследования.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License