PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.016:811.111

DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.681-693

 

Индивидуализация преподавания иностранного языка для специальных целей

Макарова Татьяна Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Московского городского педагогического университета (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0148-4927, Scopus ID: 57200195258, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Матвеева Евгения Евгеньевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Московского городского педагогического университета (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6002-5283, Scopus ID: 57200190604, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Молчанова Мария Александровна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Московского городского педагогического университета (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7254-9359, Scopus ID: 57200195951, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Морозова Елена Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Московского городского педагогического университета (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3880-195X, Scopus ID: 57200193552, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Буренина Наталья Викторовна
кандидат филологических наук, декан факультета иностранных языков МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6613-6857, Scopus ID: 57200194191, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Проблема эффективного обучения иностранному языку для специальных целей (LSP) студентов неязыковых специальностей и направлений подготовки давно и активно обсуждается представителями академического сообщества не только в России, но и за рубежом. В результате многочисленных и тщательно проведенных исследований выявлены основные проблемы данной ситуации, решение которых видится в специализированной подготовке/переподготовке преподавателей LSP. Однако в академической литературе, посвященной лингвистическому образованию, отсутствует описание конкретных программ, нацеленных на подготовку такого рода лингводидактов. Цель статьи – представить результаты исследования эффективных подходов к обучению LSP и предложить разработанную магистерскую программу «Методы обучения языку для специальных целей» в качестве инструмента для решения обозначенных проблем.
Материалы и методы. Методы исследования включали аналитический обзор работ релевантной тематики российских и зарубежных авторов, а также анализ результатов анкетирования преподавателей иностранного языка в неязыковых вузах. Для определения уровня готовности обучающих к разработке структуры и содержания программ обучения языку для специальных целей и их реализации на практике было проведено анкетирование, в котором приняли участие 81 человек.
Результаты исследования. Разработана программа магистратуры «Методы обучения языку для специальных целей», предназначенная для подготовки выпускников, которые впоследствии будут обучать английскому или русскому языку как иностранному студентов отраслевых вузов. Программа также акцентирует внимание на подготовке будущих преподавателей языка для специальных целей к разработке индивидуального образовательного маршрута, учитывающего уровень владения иностранным языком обучающегося и область его будущей профессиональной деятельности.
Обсуждение и заключение. Представленная магистерская программа, а также предлагаемые в ее рамках дисциплины станут эффективным путем подготовки преподавателей языка для специальных целей, которые сформируют специальные компетенции, обозначенные в статье. В программе предусмотрено использование дистанционных и цифровых технологий для организации самостоятельной работы обучающихся. Разработанная программа магистратуры рассматривается как одно из средств модернизации профессиональной подготовки преподавателей языку для специальных целей, что соответствует потребностям российской системы образования в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: язык для специальных целей, профессиональная подготовка учителей, нелингвистические университеты, персонализированное обучение, преподаватели языка для специальных целей

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Индивидуализация преподавания иностранного языка для специальных целей / Т. С. Макарова [и др.] // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 4. С. 681–693. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.681-693

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 27.07.2023;
поступила после рецензирования 18.09.2023;
принята к публикации 26.09.2023.

Заявленный вклад авторов:
Т. С. Макарова – формулирование основного перечня знаний и навыков учителя иностранного языка, необходимых для преподавания языка для специальных целей; поиск и критический анализ материалов в отечественных и зарубежных источниках по подготовке педагогов к обучению LSP; формулирование выводов; подготовка текста статьи.
Е. Е. Матвеева – проведение критического анализа материалов, связанных с понятием языка для специальных целей и преподаванием LSP; обобщение зарубежного и отечественного опыта; критический анализ и подготовка текста статьи.
М. А. Молчанова – описание основной концепции, структуры и содержания магистерской программы подготовки педагогических кадров, готовых обучать LSP; описание результатов анкетирования и подготовка первоначальных выводов; подготовка текста статьи.
Е. А. Морозова – формулирование основной концепции подготовки учителей иностранного языка к преподаванию LSP; критический анализ источников; подготовка текста статьи.
Н. В. Буренина – участие в обсуждении материалов статьи; анализ материалов в отечественных и зарубежных источниках по методам исследования; разработка анкеты; проведение анкетирования; демонстрация результатов в диаграммах; анализ полученных результатов; доработка текста статьи.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License