PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 159.922.1-057.87:378.1

DOI: 10.15507/1991-9468.111.027.202302.227-244

 

Гендерные особенности ресентимента у студентов вуза

Завражин Сергей Александрович
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (600000, Российская Федерация, г. Владимир, ул. Горького, д. 87), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7236-217X, Scopus ID: 56937055700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Копчёнова Любовь Андреевна
специалист по учебно-методической работе 2 категории Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (602264, Российская Федерация, г. Муром, ул. Орловская, д. 23), ORCID: https://orcid.org/0009-0006-0394-1377, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. До настоящего времени в рамках российского психологического дискурса проблема гендерных особенностей ресентимента студентов вуза не обладала автономным статусом. Она является слабо проработанной как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Исследователи обычно ограничиваются анализом отдельных его составляющих (агрессии, мести, обиды, ревности и зависти) и без уточнения гендерной спецификации их степени выраженности. Цель статьи – представить результаты исследования по теоретико-эмпирическому изучению конструктов ресентимента, характерных для студентов вуза (обиды, мести, зависти, ревности и агрессии), а также зафиксировать степени их проявления и взаимосвязи в гендерной проекции.
Материалы и методы. Для измерения заявленных конструктов ресентимента у студентов вуза (агрессии, мести, обиды, ревности и зависти) использовались следующие стандартизированные методики: «Шкала враждебности» (А. Басс, А. Дарки), «Шкалы обидчивости и мстительности» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев), «Многомерная шкала ревности» (С. Пфайффер, П. Вонг) и «Методика исследования завистливости личности» (Т. В. Бескова). Диагностическими процедурами было охвачено 93 чел.
Результаты исследования. По результатам эмпирического исследования выявлено наличие гендерных особенностей ресентимента у студентов вуза путем фиксации различий в проявлении заявленных конструктов: агрессии, мести, обиды, ревности и зависти. Установлено, что доминантными конструктами ресентимента у юношей выступают месть и агрессия, в то время как для девушек – обида, ревность и зависть. Ресентимент в студенческой среде имеет неоднозначный характер. С одной стороны, он оказывает пагубное влияние на духовное измерение личности и ее творческое развитие, с другой – играет роль механизма психологической защиты индивида.
Обсуждение и заключение. Полученные данные вносят вклад в развитие научных представлений о детерминации ресентимента в студенческой среде и гендерных особенностях его проявления, обогащают психолого-педагогическое знание методологией выявления функциональных конструктов ресентимента как деструктивной формы защиты индивида в условиях отчужденной реальности. Материалы статьи могут быть полезны специалистам в области социальной психологии, превентивной педагогики, девиантологии, гендерологии, обогащая их пониманием механизмов формирования ресентимента и гендерной специфики его проявления в студенческой среде.

Ключевые слова: студенческая среда, ресентимент, гендерные проекции, агрессия, месть, обида, ревность, зависть, механизм психологической защиты

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Завражин С. А., Копчёнова Л. А. Гендерные особенности ресентимента у студентов вуза // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 2. С. 227–244. https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.227-244

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 17.10.2022; одобрена после рецензирования 27.02.2023;
принята к публикации 06.03.2023.

Заявленный вклад авторов:
С. А. Завражин – формулирование основной концепции исследования; разработка методологии исследования; подбор диагностического инструментария; обзор аналитических материалов отечественных и зарубежных источников; подготовка выводов и окончательного варианта текста статьи.
Л. А. Копчёнова – участие в анализе литературы, сборе, первичной и вторичной обработке результатов на контингенте студентов Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета; подготовка первичного варианта текста статьи.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License