PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.035.6-053.5

DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.559-578

 

Факторы формирования патриотических ценностей и установок у старших школьников (на примере регионов Сибирского Федерального округа)

Асеев Сергей Юрьевич
доцент кафедры философии и политологии Алтайского государственного университета (656049, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т. Ленина, д. 61), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1095-4038, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шашкова Ярослава Юрьевна
профессор кафедры философии и политологии Алтайского государственного университета (656049, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т. Ленина, д. 61), доктор политических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6126-7097, Scopus ID: 57195490420, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Тема патриотизма – одна из самых распространенных в официальном дискурсе по отношению к российской молодежи. Однако данная проблема не имеет однозначной концептуальной трактовки и согласованного механизма реализации на разных уровнях. Цель статьи – оценка степени влияния особенностей регионов, их социокультурной, информационной и институциональной среды на понимание старшими школьниками содержания патриотизма, доминирующий в их сознании тип патриотизма и отношение к патриотическому воспитанию в современной России.
Материалы и методы. Статья основана на материалах проведенного в 2020 г. опроса учащихся 8–11 классов 10 регионов Сибирского Федерального округа (n = 2 050 чел.; выборка несвязанная квотная с контролем возраста, класса, типа населенного пункта и региона проживания). Данные были собраны методом прямого анкетирования по месту учебы респондентов.
Результаты исследования. Показано общее преобладание у старших школьников регионов Сибирского Федерального округа эмоциональной трактовки патриотизма. Выявлена большая распространенность модели «слепого» патриотизма и его понимания в деятельностном аспекте среди учащихся из национальных республик и «конструктивного» патриотизма в сознании молодежи административных регионов. В качестве детерминант данного размежевания определены социокультурные особенности среды, ценностные ориентации, текущий и потенциальный уровень политического участия молодежи, уровень ее доверия общественно-политическим институтам. Обнаружено влияние доминирующих моделей патриотизма и степени вовлеченности школьников в систему патриотического воспитания на их отношение к данной системе, оценку эффективности форм и методов ее реализации. На основании проведенного анализа до- казана возможность применения типологизации патриотизма на «конструктивный» и «слепой» не только на страновом, но и на региональном уровне в условиях сложносоставных обществ.
Обсуждение и заключение. Выводы и материалы исследования могут быть востребованы органами управления государственной молодежной политикой, патриотическими и молодежными общественно-политическими организациями, образовательными учреждениями, а также использованы в научных исследованиях по политическим наукам и социологии молодежи.

Ключевые слова: молодежь, школьник, патриотизм, патриотическое воспитание, политическое сознание, политические установки, регион, Сибирский Федеральный округ

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00346 «Фактор патриотического воспитания в конструировании гражданской идентичности старших школьников регионов Сибирского федерального округа в условиях информационного общества».

Благодарности: авторы статьи благодарят анонимных рецензентов за внимательное отношение к статье.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Асеев С. Ю., Шашкова Я. Ю. Факторы формирования патриотических ценностей и установок у старших школьников (на примере регионов Сибирского Федерального округа) // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 3. С. 559–578. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.559-578

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 29.11.2021; одобрена после рецензирования 22.03.2022;
принята к публикации 29.03.2022.

Заявленный вклад авторов:
С. Ю. Асеев – постановка научной проблемы; сбор и систематизация аналитической информации; графическое оформление; формулирование выводов.
Я. Ю. Шашкова – разработка основной концепции исследования; анализ и интерпретация эмпирических данных; формулирование выводов.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License