PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 159.923.2:371.14

DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.466-482

 

Самооценка педагогических способностей в профессиональной подготовке учителя начальной школы

Мазилов Владимир Александрович
заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, Scopus ID: 13004734300, Researcher ID: F-9746-2013, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Слепко Юрий Николаевич
декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), доктор психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, Scopus ID: 56111886000, Researcher ID: AAF-8745-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. В статье проводится анализ развития самооценки педагогических способностей студентов – будущих учителей начальных классов. Актуальность исследования определяется неоднозначностью современных данных о характере влияния самооценки на профессиональную подготовку учителя и необходимостью управления развитием личности и деятельности будущего педагога в условиях внедрения обновленных образовательных стандартов. Цель исследования – установление психологических особенностей развития самооценки педагогических способностей студентов, а также характера ее связи с мотивацией обучения и рефлексией учебно-профессиональной деятельности.
Материалы и методы. Выборка исследования состояла из студентов бакалавриата 1–4 курса педагогического университета, обучающихся по профилю «Начальное образование» (n = 104). С целью изучения психологических особенностей самооценки педагогических способностей, мотивации обучения и рефлексии деятельности использовались самооценочные шкалы и стандартизированные опросники. Обработка результатов производилась методами первичной описательной статистики, методами сравнения и корреляционного анализа.
Результаты исследования. Проанализирована динамика изменения представлений студентов – будущих учителей начальных классов о соответствии их способностей профессии учителя. Показана роль самооценки способностей в развитии мотивации обучения в вузе и рефлексии учебно-профессиональной деятельности. Установлено, что высокая самооценка педагогических способностей оказывает негативное воздействие на адаптацию к обучению в вузе и принятие новых для выпускника школы средств и способов учебно-профессиональной деятельности. Психологическим механизмом запуска освоения профессиональной образовательной программы выступает осознание несоответствия выработанных способов учебной деятельности вузовским требованиям.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в педагогическую психологию, психологию труда учителя и его профессиональной подготовки. Представленные в статье выводы и обобщения позволяют совершенствовать не только процесс профессионального педагогического образования, но и систему психолого-педагогического сопровождения развития студентов – будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова: самооценка, способности, мотивация, рефлексия, развитие, учитель

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00157.

Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам, чья критическая оценка представленных материалов помогла существенно повысить качество настоящей статьи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Самооценка педагогических способностей в профессиональной подготовке учителя начальной школы // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 3. С. 466–482. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.466-482

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 03.02.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022;
принята к публикации 08.06.2022.

Заявленный вклад авторов:
В. А. Мазилов – постановка проблемы исследования; теоретический анализ проблемы способностей в психологии; обоснование роли самооценки в структуре способностей личности; обсуждение результатов исследования и заключение.
Ю. Н. Слепко – обзор современных исследований проблемы самооценки в российской и зарубежной психологии; описание материалов и методов исследования; анализ результатов эмпирического исследования.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License