УДК 373.6(470+571)
DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.449-465
Представления школьников о STEM-профессиях и карьере в России: результаты пилотного исследования
Колесникова Елена Михайловна
старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (117218, Российская Федерация, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2174-2524, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Куденко Ирина Александровна
главный эксперт Куденко консалтинг – глобальные услуги по оценке и исследованиям (RG1 4RU, Великобритания, г. Беркшир, Дьюк-стрит, д. 16–18), кандидат географических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2110-8806, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Мир труда переживает глобальные изменения, вызванные технологическими инновациями, демографическими изменениями и экологическими проблемами. Это повышает спрос на компетенции в области STEM (наука, технологии, инженерия и математика), которые все чаще рассматриваются как катализатор социального и экономического развития. Цель исследования – оценка мнений школьников на STEM-профессии, общего отношения студентов к STEM-образованию, а также их стремления и готовности выбрать карьеру в STEM и определить факторы, имеющие решающее значение для формирования интересов молодых людей к изучению STEM и выбору карьеры в данной сфере.
Материалы и методы. Настоящее пилотное исследование было проведено в мае 2019 г. в трех школах Москвы. Авторы использовали модифицированный опросник европейского исследования ECB-inGenious для изучения представлений о карьере STEM среди российских учащихся 8–9 и 10–11 классов.
Результаты исследования. По итогам исследования выявлено сочетание внутренних (когнитивных и поведенческих) и внешних (социальных, культурных и экономических) факторов. Школьники продемонстрировали глубокое понимание важности STEM-образования в обществе и позитивное восприятие профильных рабочих мест, однако рабочие места в промышленности для них менее привлекательны, чем в других областях STEM. Младшие школьники проявили большую заинтересованность относительно STEM-специальностей, чем старшие. Учащиеся классов, специализирующиеся на STEM, а также те, чьи родители профессионально связаны со STEM, продемонстрировали более позитивное отношение к STEM-образованию. Доказано влияние школы на выбор учениками STEM-карьеры.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в анализ проблематики выбора профессии старшеклассниками, перехода от образования к рынку труда. Материалы статьи будут полезны как практикам в профориентационной работе в школе, так и социальным исследователям.
Ключевые слова: социология профессий, инженер, воспроизводство инженерных кадров, STEM, школа, профориентация, выбор профессии, гендерные стереотипы, байесовский подход
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Колесникова Е. М., Куденко И. А. Представления школьников о STEM-профессиях и карьере в России: результаты пилотного исследования // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 3. С. 449–465. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.449-465
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 02.11.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022;
принята к публикации 26.01.2022.
Заявленный вклад авторов:
Е. М. Колесникова – реализация части проекта, представленной в статье; обоснование концепции статьи; обзор литературы; подготовка текстовой версии статьи; критический анализ текста; анализ литературы по заявленной проблеме; участие в обработке результатов исследования; структурирование текста статьи; генерация концептуальной идеи и методологии.
И. А. Куденко – обоснование концепции статьи; обзор литературы; подготовка текстовой версии статьи; критический анализ текста; анализ литературы по заявленной проблеме; участие в обработке результатов исследования; структурирование текста статьи; генерация концептуальной идеи и методологии; курирование данных.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.