PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 057.875:377

DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.418-432

 

Отношение к труду студентов индустриальных колледжей России, Китая, Ирана

Захарова Людмила Николаевна
заведующий кафедрой психологии управления Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (603022, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8244-2114, Scopus ID: 56964791900, Researcher ID: T-2222-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Саралиева Зарэтхан Хаджи-Мурзаевна
профессор кафедры общей социологии и социальной работы Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (603022, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), доктор исторических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4825-1584, Scopus ID: 56112722400, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гадбеджи Захра
аспирант кафедры психологии управления Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (603022, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8229-5006, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чжу Лиучуан
магистр психологии кафедры психологии управления Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (603022, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4396-3451, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Противоречия последних десятилетий между необходимостью участия в инновационных процессах и их закономерной стрессогенностью обусловливают необходимость разработки программ упреждающей организационной социализации для становления компетенций успешного поведения в VUCA среде индустрии 4.0. Отношение к труду в условиях девальвации ценности самореализации в труде рассмотрено в качестве ключевой компетенции. Цель исследования – выявить особенности отношения к труду как основы профессиональной социализации студентов индустриальных колледжей стран, с разной успешностью входящих в новый технологический уклад России, Китая и Ирана.
Материалы и методы. Анализ построен на данных с применением методики оценки отношения к труду WorkBAT Дж. Спенса и А. Роббинса и их соотнесения с ценностями организационных культур индустриальных колледжей. Данные об организационных культурах получены с помощью метода OCAI К. Камерона и Р. Куинна.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено, что российские студенты не ощущают изменившегося характера трудовой деятельности, у них сохраняется желание усиления клановой и снижения иерархической составляющих организационных культур. Иранские студенты негативно относятся к труду в реальных иерархических условиях и позитивно ‒ к инновационно-рыночным условиям. Китайские учащиеся, испытав в реальности специфику организационных культур инновационных компаний, положительно относятся к труду в иерархических условиях стабильности и определенности. Разработка программ упреждающей организационной социализации строится c учетом страновой специфики – баланса ценностной готовности к работе в организационных культурах с доминирующими инновационными ценностями, расширения знаний об организационных условиях современного предприятия и умений волевой регуляции деятельности.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие научных представлений о роли ценностной готовности к работе в турбулентной среде современного предприятия и психологических механизмах упреждающей организационной социализации с учетом социокультурной страновой специфики.

Ключевые слова: индустрия 4.0, индустриальный колледж, студент, организационная культура, ценность, инновации, отношение к труду, организационная социализация

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Отношение к труду студентов индустриальных колледжей России, Китая, Ирана / Л. Н. Захарова [и др.] // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 3. С. 418–432. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.418-432

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 24.04.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022;
принята к публикации 14.06.2022.

Заявленный вклад авторов:
Л. Н. Захарова – разработка концепции, методологии и дизайна эмпирической части исследования; сбор данных в российских индустриальных колледжах; обработка данных; анализ результатов.
З. Х. Саралиева – разработка концепции; анализ данных; структурирование текста.
З. Гадбеджи – анализ литературы; сбор данных в иранских индустриальных колледжах; статистическая обработка данных; анализ результатов.
Л. Чжу – анализ литературы; сбор данных индустриальных колледжах КНР; статистическая обработка данных; анализ результатов.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License