УДК 159.92:37.018.523
DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202.297-311
Готовность и способность к саморазвитию одаренных сельских школьников
Холодкова Ольга Геннадьевна
доцент кафедры психологии Алтайского государственного педагогического университета (656031, Российская Федерация, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 55), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1494-112X, Scopus ID: 57192187055, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Парфенова Галина Леонидовна
доцент кафедры психологии Алтайского государственного педагогического университета (656031, Российская Федерация, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 55), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1149-3210, Scopus ID: 57192199997, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Бокова Ольга Александровна
доцент кафедры специальной педагогики и психологии Алтайского государственного педагогического университета (656031, Российская Федерация, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 55), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7928-5536, Scopus ID: 57204567911, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Рассматривается проблема становления у одаренных сельских школьников готовности и способности к саморазвитию как ресурсных качеств личности, характеризующих потенциал ее самореализации. Актуальность проблемы определяется системным характером сопровождения одаренных школьников, предполагающим учет индивидуальных качеств одаренных субъектов, специфика которых определяется проживанием в сельской местности. Цель статьи – анализ результатов эмпирического исследования готовности и способности к саморазвитию и самообразованию одаренных сельских школьников старшего подросткового и старшего школьного возраста.
Материалы и методы. Выборка испытуемых включала 420 учащихся из восьми сельских школ Алтайского края. Среди них 49 человек были идентифицированы как одаренные. Базовой моделью выявления одаренности школьников явилась трехфакторная модель Дж. Рензулли. Для исследования готовности к саморазвитию, способности к саморазвитию и самообразованию использовались тестовые и опросные методы.
Результаты исследования. Эмпирически выявлено, что у большинства одаренных сельских школьников низкая готовность к саморазвитию, а также она имеет различия по полу (выше у мальчиков, чем у девочек). Среди школьников, у которых не диагностирована одаренность, больше тех, которые готовы к самосовершенствованию, но не готовы к самопознанию. Интеллектуальные характеристики более выражены у одаренных мальчиков, чем у девочек; творческие – у одаренных девочек, чем у мальчиков.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования открывают новые возможности для разработки практических методов психолого-педагогической деятельности, для коррекции и профилактики выявленных трудностей в условиях сельского образовательно-культурного пространства. Материалы статьи будут полезны субъектам образовательного пространства, занимающимся системными взаимодействиями в вопросах эффективного развития одаренности детей и молодежи.
Ключевые слова: одаренность, одаренная личность, одаренный сельский школьник, ресурсные качества личности, готовность и способность к саморазвитию
Финансирование: статья подготовлена и исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края в рамках научного проекта № 19-413-220005 «Научно-методологическое обоснование и разработка модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе».
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Холодкова О. Г., Парфенова Г. Л., Бокова О. А. Готовность и способность к саморазвитию одаренных сельских школьников // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 2. С. 297–311. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.297-311
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 08.10.2021; одобрена после рецензирования 18.03.2022;
принята к публикации 28.03.2022.
Заявленный вклад авторов:
О. Г. Холодкова – разработка концепции и методологии исследования; критический анализ и доработка текста.
Г. Л. Парфенова – разработка концепции, методологии, определение инструментария исследования; сбор эмпирических данных; количественный и качественный анализ результатов исследования и литературы.
О. А. Бокова – сбор документов; анализ литературы; критический анализ; структурирование текста.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.