PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.018.324

DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.110-126

 

Социально-психологические предикторы успешной интеграции воспитанников детского дома в массовую школу

Бахвалова Елена Владимировна
аспирант кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Набережная р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1422-2635, Scopus ID: 57211397294, Researcher ID: O-1711-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Микляева Анастасия Владимировна
профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Набережная р. Мойки, д. 48), доктор психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, Scopus ID: 53984860100, Researcher ID: D-4700-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В исследовании решается задача поиска социально-психологических факторов успешной интеграции воспитанников детского дома в общеобразовательные школы. Актуальность данной работы обусловлена распространением практик интеграции институционализированных детей и подростков в массовые школы для расширения их социального опыта. Цель исследования – изучение социальнопсихологических предикторов, определяющих успешность интеграции институционализированных подростков в массовые школы.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 678 человек – учащиеся школ, реализующих программы интеграции, их родители и педагоги. С целью сбора эмпирических данных использовались методы анкетирования, экспертного опроса педагогов, проективного рисования с последующей экспертной оценкой результатов. Для оценки адаптации воспитанников детских домов к школе применялась Шкала тревожности М. Кондаша, для оценки коммуникативного потенциала – методики «Направленность личности в общении» (С. Л. Братченко) и «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Снайдер), для оценки положения в системе межличностных отношений с одноклассниками – социометрия Дж. Морено.
Результаты исследования. В числе социально-психологических предикторов успешности интеграции проанализированы коммуникативные характеристики подростков и особенности их отношений с другими субъектами образовательного процесса. Было определено, что примерно каждый десятый институционализированный подросток успешно интегрируется в образовательный процесс массовой школы, в то время как остальные испытывают более или менее выраженные сложности. Значимыми предикторами успешной интеграции являются показатели, характеризующие коммуникативные навыки таких подростков, а также их отношения со «взрослыми» субъектами образовательного процесса. Наиболее благоприятные условия для успешной интеграции институционализированных подростков в массовые школы связаны с первыми этапами посещения ими общеобразовательного учреждения.
Обсуждение и заключение. Полученные выводы вносят вклад в развитие социальной и педагогической психологии и могут быть использованы для формирования научно обоснованной системы социально-психологического сопровождения интеграции подростков – воспитанников детских домов в массовые школы.

Ключевые слова: воспитанник детского дома, подросток, массовая школа, интеграция, социально-психологический фактор

Финансирование: работа выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минпросвещения России (проект № FSZN-2020-0027).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бахвалова, Е. В. Социально-психологические предикторы успешной интеграции воспитанников детского дома в массовую школу / Е. В. Бахвалова, А. В. Микляева. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.110-126 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 110–126.

Заявленный вклад авторов:
Е. В. Бахвалова – постановка проблемы исследования; организация и проведение эмпирического исследования; анализ взаимодействия субъектов образования в условиях интеграции на материале эмпирических данных; проведение анализа и подготовка первоначальных выводов; подготовка текста статьи.
А. В. Микляева – проведение критического анализа теоретических и эмпирических материалов; формулирование выводов; подготовка текста статьи; оформление рукописи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 10.12.2020; одобрена после рецензирования 28.01.2021;
принята к публикации 04.02.2021.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License