PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.015.31

DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.091-109

 

Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана

Соловьева Валентина Александровна
аспирант, старший преподаватель кафедры материаловедения, технологии и управления качеством ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского» (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83), старший преподаватель кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5016-4009, Researcher ID: E-8180-2017, v.a.solovyova@gmail.com

Вениг Сергей Борисович
декан факультета нано- и биомедицинских технологий, заведующий кафедрой материаловедения, технологии и управления качеством ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского» (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83), доктор физико-математических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4759-5828, Scopus ID: 6602849960, Researcher ID: D-6181-2013, sergey.venig@gmail.com

Белых Татьяна Викторовна
заведующий кафедрой консультативной психологии ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского» (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83), доктор психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2478-3460, Researcher ID: S-1870-2016, tvbelih@mail.ru

Введение. В исследовании анализируется проблема создания образовательных интернет-ресурсов. Несмотря на многочисленные работы, касающиеся важности использования информационных технологий в образовательном пространстве, остается открытым вопрос об основах рациональной организации данного процесса. Цель статьи – проанализировать закономерности, наблюдающиеся в проявлении окуломоторной активности при чтении обучающимися образовательной информации с экрана, и способы их использования для создания образовательных интернет-ресурсов.
Материалы и методы. Для изучения взаимодействия студентов с образовательной информацией на экране авторы использовали метод окулографии. Окуломоторные характеристики обучающихся записывались с помощью системы SMI iView X. Результаты исследования обрабатывались программами BeGaze, IBM SPSS Statistics 22. В эксперименте участвовали 100 респондентов, 50 из которых обучались по естественно-научным направлениям, 50 – по гуманитарным.
Результаты исследования. Наличие изображений оказывает влияние на окуломоторную активность обучающихся: студенты совершают меньше фиксаций и саккад, средняя длительность саккад увеличивается, значение показателя Scanpath Length снижается. Направленность обучения формирует стратегии работы с информацией на экране: студенты естественно-научных направлений читают текст дольше, моргают реже, значение показателя Scanpath Length у них выше. При формировании образовательных интернет-ресурсов разработчику следует учитывать, обучающиеся каких направлений будут работать с материалом. Изображения на образовательных интернет-страницах воспринимаются студентами как упрощающий фактор для выполнения когнитивной задачи чтения, однако на сами изображения студенты практически не обращают внимания. Это может быть связано с особенностями процесса обучения, в котором их основное внимание направлено на освоение текстов.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования открывают новое направление в изучении проблемы рациональной организации процесса обучения с использованием технических устройств. Материалы статьи могут быть интересны разработчикам образовательных интернет-ресурсов, а также практикующим педагогам и психологам.

Ключевые слова: окуломоторная активность, движение глаз, айтрекер, фиксация, саккада, моргание, зрительное восприятие, психология восприятия, чтение

Благодарности: авторы выражают благодарность декану психологического факультета Л. Н. Аксеновской за предоставленную возможность проведения эксперимента на айтрекере и сотрудникам лаборатории когнитивной психологии Е. М. Зинченко, Е. Б. Князеву за оказанную поддержку и своевременные консультации по возникающим вопросам, анонимным рецензентам данной статьи за проделанную работу.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Соловьева, В. А. Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана / В. А. Соловьева, С. Б. Вениг, Т. В. Белых. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.091-109 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 91–109.

Заявленный вклад авторов:
В. А. Соловьева – изучение и анализ научной литературы; подготовка сценария и проведение эксперимента; обработка и анализ результатов исследования; подготовка и корректировка текста научной статьи.
С. Б. Вениг – помощь в поиске научной литературы; утверждение сценария и помощь в проведении эксперимента; проверка анализов результатов эксперимента; утверждение текста научной статьи.
Т. В. Белых – корректировка сценария эксперимента; помощь в формировании выборки испытуемых и в сборе экспериментальных данных; рекомендации по обработке и анализу результатов эксперимента и их проверка; корректировка текста научной статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 08.10.2020; одобрена после рецензирования 26.01.2021;
принята к публикации 29.01.2021.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License