PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.015.31

DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.091-109

 

Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана

Соловьева Валентина Александровна
аспирант, старший преподаватель кафедры материаловедения, технологии и управления качеством ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского» (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83), старший преподаватель кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5016-4009, Researcher ID: E-8180-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вениг Сергей Борисович
декан факультета нано- и биомедицинских технологий, заведующий кафедрой материаловедения, технологии и управления качеством ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского» (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83), доктор физико-математических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4759-5828, Scopus ID: 6602849960, Researcher ID: D-6181-2013, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Белых Татьяна Викторовна
заведующий кафедрой консультативной психологии ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского» (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83), доктор психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2478-3460, Researcher ID: S-1870-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В исследовании анализируется проблема создания образовательных интернет-ресурсов. Несмотря на многочисленные работы, касающиеся важности использования информационных технологий в образовательном пространстве, остается открытым вопрос об основах рациональной организации данного процесса. Цель статьи – проанализировать закономерности, наблюдающиеся в проявлении окуломоторной активности при чтении обучающимися образовательной информации с экрана, и способы их использования для создания образовательных интернет-ресурсов.
Материалы и методы. Для изучения взаимодействия студентов с образовательной информацией на экране авторы использовали метод окулографии. Окуломоторные характеристики обучающихся записывались с помощью системы SMI iView X. Результаты исследования обрабатывались программами BeGaze, IBM SPSS Statistics 22. В эксперименте участвовали 100 респондентов, 50 из которых обучались по естественно-научным направлениям, 50 – по гуманитарным.
Результаты исследования. Наличие изображений оказывает влияние на окуломоторную активность обучающихся: студенты совершают меньше фиксаций и саккад, средняя длительность саккад увеличивается, значение показателя Scanpath Length снижается. Направленность обучения формирует стратегии работы с информацией на экране: студенты естественно-научных направлений читают текст дольше, моргают реже, значение показателя Scanpath Length у них выше. При формировании образовательных интернет-ресурсов разработчику следует учитывать, обучающиеся каких направлений будут работать с материалом. Изображения на образовательных интернет-страницах воспринимаются студентами как упрощающий фактор для выполнения когнитивной задачи чтения, однако на сами изображения студенты практически не обращают внимания. Это может быть связано с особенностями процесса обучения, в котором их основное внимание направлено на освоение текстов.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования открывают новое направление в изучении проблемы рациональной организации процесса обучения с использованием технических устройств. Материалы статьи могут быть интересны разработчикам образовательных интернет-ресурсов, а также практикующим педагогам и психологам.

Ключевые слова: окуломоторная активность, движение глаз, айтрекер, фиксация, саккада, моргание, зрительное восприятие, психология восприятия, чтение

Благодарности: авторы выражают благодарность декану психологического факультета Л. Н. Аксеновской за предоставленную возможность проведения эксперимента на айтрекере и сотрудникам лаборатории когнитивной психологии Е. М. Зинченко, Е. Б. Князеву за оказанную поддержку и своевременные консультации по возникающим вопросам, анонимным рецензентам данной статьи за проделанную работу.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Соловьева, В. А. Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана / В. А. Соловьева, С. Б. Вениг, Т. В. Белых. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.091-109 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 91–109.

Заявленный вклад авторов:
В. А. Соловьева – изучение и анализ научной литературы; подготовка сценария и проведение эксперимента; обработка и анализ результатов исследования; подготовка и корректировка текста научной статьи.
С. Б. Вениг – помощь в поиске научной литературы; утверждение сценария и помощь в проведении эксперимента; проверка анализов результатов эксперимента; утверждение текста научной статьи.
Т. В. Белых – корректировка сценария эксперимента; помощь в формировании выборки испытуемых и в сборе экспериментальных данных; рекомендации по обработке и анализу результатов эксперимента и их проверка; корректировка текста научной статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 08.10.2020; одобрена после рецензирования 26.01.2021;
принята к публикации 29.01.2021.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License