Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.011.31-051(574)

DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.008-019

 

Отношение учителей к инклюзивному образованию в Казахстане

Агавелян Рубен Оганесович
директор Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6494-8544, Scopus ID: 57142428300, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аубакирова Сауле Джамбуловна
доцент кафедры педагогики и психологии Университета «Туран–Астана» (010000, Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Дукенулы, д. 29), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7321-3045, Scopus ID: 37096726100, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Жомартова Айсулу Далеловна
докторант кафедры психологии и педагогики РГП «Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова» (140008, Казахстан, г. Павлодар, ул. Ломова, д. 64), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4433-0485, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бурдина Елена Ивановна
профессор кафедры психологии и педагогики РГП «Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова» (140008, Казахстан, г. Павлодар, ул. Ломова, д. 64), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7757-7612, Scopus ID: 57191997702, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Включение учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы является одним из актуальных и важных вопросов, стоящих перед сообществом образования на национальном и международном уровне. Положительное отношение учителей к инклюзивному образованию выступает одним из факторов его эффективной реализации. Целью данного исследования было изучение отношения учителей к инклюзивному образованию в Республике Казахстан и определение факторов, влияющих на их позитивное отношение к инклюзии.
Материалы и методы. Выборка состояла из 416 педагогов общеобразовательных школ Павлодарской области Республики Казахстан. В исследовании был использован опросник шкалы чувств, отношения и опасений по поводу инклюзивного образования (SACIE-R). Для обработки результатов исследования применялись методы непараметрической статистики (коэффициент корреляции Спирмена) и множественный регрессионный анализ.
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования выявлено общее нейтральное отношение учителей к процессу включения исследуемых учащихся в педагогический процесс. Опыт взаимодействия учителей с людьми с особыми образовательными потребностями не способствует формированию их позитивного отношения к инклюзии. Педагоги-мужчины, работающие в сельских школах и уверенные в обучении детей с особыми образовательными потребностями, более положительно настроены к инклюзии. Анализ ответов респондентов свидетельствует о неготовности педагогов к реализации инклюзивного образования и необходимости специальной подготовки педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии.
Обсуждение и заключение. Перспективы исследования заключаются в дальнейшем изучении отношения педагогов (предметников, специальных педагогов, педагогов психолого-педагогического сопровождения) к инклюзии в стране, влияния специальной подготовки на отношение педагогов к инклюзии. Материалы статьи будут полезны исследователям, интересующимся проблемой инклюзивного образования, особенно его состоянием в Республике Казахстан.

Ключевые слова: инклюзивное образование, учитель, отношение, особые образовательные потребности, Казахстан

Для цитирования: Отношение учителей к инклюзивному образованию в Казахстане / Р. О. Агавелян, С. Д. Аубакирова, А. Д. Жомартова, Е. И. Бурдина. – DOI 10.15507/1991-9468.098.024.202001.008-019 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 1. – С. 8–19.

Благодарности: авторы выражают благодарность всем педагогам, принявшим добровольное участие в исследовании.

Заявленный вклад авторов:
Агавелян Рубен Оганесович – научное руководство; критический анализ текста.
Аубакирова Сауле Джамбуловна – теоретический анализ источников; сбор и обработка материалов исследования; анализ и обобщение полученных данных.
Жомартова Айсулу Далеловна – организация и пров едение исследования.
Бурдина Елена Ивановна – подготовка первоначального варианта текста и его доработка.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 01.08.2019; принята к публикации 29.11.2019;
опубликована онлайн 31.03.2020. 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.