Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378.147:811.111

DOI: 10.15507/1991-9468.097.023.201904.607-627

 

Метод проектов как инструмент профессионально ориентированного обучения английскому языку студентов вуза (на примере студентов музыкальных профилей)

Борисова Елена Николаевна
доцент кафедры языковой коммуникации ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных» (121069, Россия, г. Москва, ул. Поварская, д. 30-36), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2216-7085, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Леткина Наталия Владимировна
доцент кафедры английского языка для профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9406-0079, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Одним из безусловных требований успешной интеграции специалистов в современный международный рынок труда является знание иностранного языка. Однако в современной образовательной системе нередко превалируют устаревшие методики, не учитывающие особенности динамично развивающейся социокультурной и профессиональной среды, в частности, в области коммуникации, применения терминолексики, возможностей саморазвития. Ключевым вопросом статьи является использование иноязычных проектов в процессе профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов. Цель статьи – определение возможных содержательных и структурных элементов метода проектов и выявление его преимуществ в рамках профессионально направленного иноязычного обучения студентов вуза.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Российской академии музыки имени Гнесиных; его участниками стали свыше 500 студентов с восьми факультетов и 40 преподавателей различных дисциплин. В процессе исследования был использован комплекс методов, позволивших определить пути оптимизации языковой подготовки студентов вузов посредством осуществления творческих проектов и проектной деятельности: анализ и синтез – для изучения научно-методической литературы; опрос, интервью, анкетирование – для проведения первого этапа исследования, связанного с подготовкой студентов и преподавателей к участию в англоязычной проектной деятельности; сравнение, описание – для второго этапа исследования, связанного непосредственно с применением метода проектов в образовательной и социокультурной среде; наблюдение – для проведения обоих этапов и последующей возможности зафиксировать результаты наблюдения.
Результаты исследования. Результаты проведенного исследования позволили определить возможные содержательные и структурные элементы метода иноязычных проектов, учитывающие такие факторы, как место проведения, длительность, форма, тип, вид проектной деятельности, ситуативный контекст, область применения; а также выявить ряд преимуществ данного метода в русле специфики профессиональной направленности обучения студентов – повышение мотивации и готовности к успешной коммуникации, адекватному пониманию и применению терминолексики, расширению спектра возможностей саморазвития.
Обсуждение и заключение. Применение метода проектов в рамках профессионально направленного обучения студентов вузов английскому языку позволяет вывести данный процесс за рамки исключительно образовательной среды, что расширяет их возможности учиться профессионально взаимодействовать с другими людьми непосредственно в глобальном социокультурном пространстве. Статья предназначена для российских и зарубежных преподавателей английского языка и тех, кто его изучает. В ее основе лежит идея применения в работе с разноуровневыми иноязычными группами творческих проектов, направленных на практические результаты.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, метод проектов, студент вуза, профессионально направленное обучение английскому языку, языковая личность

Благодарности: авторы статьи выражают благодарность студентам и преподавателям Российской академии музыки им. Гнесиных за активное участие в наших исследованиях, а также британскому музыкальному критику Джеффри Норрису за активное участие в исследовании метода обучения английскому языку для профессиональных целей на основе метода проектов.

Для цитирования: Борисова Е. Н., Леткина Н. В. Метод проектов как инструмент профессионально ориентированного обучения английскому языку студентов вуза (на примере студентов музыкальных профилей) // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 4. С. 607–627. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.607-627

Заявленный вклад авторов:
Борисова Елена Николаевна – постановка проблемы исследования; сбор и анализ данных; проведение исследования; анализ результатов; формулировка выводов.
Леткина Наталия Владимировна – постановка проблемы исследования; выбор методов исследования; изучение литературы по профессионально направленному обучению английскому языку; обсуждение результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 25.01.2019; принята к публикации 08.10.2019;
опубликована онлайн 31.12.2019.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.