УДК 378.147:62:001.895
DOI: 10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586
Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности
Наумкин Николай Иванович
заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1109-5370, Researcher ID: L-4643-2018, naumn@yandex.ru
Шекшаева Наталья Николаевна
доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6072-9501, Researcher ID: N-6441-2016, shekshaeva@yandex.ru
Квитко Светлана Ильинична
ученый секретарь Института машиноведения Национальной академии наук Кыргызской Республики (720071, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр-т Чуй, д. 265а), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1823-9979, Researcher ID: AAF-8454-2019, kvitko_si@rambler.ru
Ломаткина Мария Владимировна
аспирант кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2505-1811, Publons ID: https://publons.com/researcher/3255010/maria-lomatkina, mlomatkina@yandex.ru
Купряшкин Владимир Федорович
доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7512-509X, Researcher ID: L-5153-2018, kupwf@mail.ru
Коровина Ирина Валерьевна
доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4715-8377, Publons ID: https://publons.com/researcher/3006854/irina-korovina, korirfox@gmail.com
Введение. Необходимость инновационной подготовки студентов вузов сегодня ни у кого не вызывает сомнения, однако проблема состоит в том, как наиболее успешно ее реализовать. Целью настоящей статьи является анализ разработки педагогической модели методической системы многоуровневой и многоэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности.
Материалы и методы. В статье обоснован и сформирован методологический инструментарий исследования в виде подсистемы взаимосвязанных научно-методических подходов, методов и принципов. Интегрированный и междисциплинарный подходы объединили все методы, подходы и принципы; системный, субстратный и структурированный – были направлены на разработку педагогических моделей многоуровневой и поэтапной подготовки студентов. Морфологический метод задействован при составлении моделей интеграции уровней и этапов обучения; гипотетико-дедуктивный – при выдвижении рабочей гипотезы; экспериментальный – для подтверждения гипотезы и эффективности исследований. В основу разработки моделей подготовки к инновационной инженерной деятельности и междисциплинарной интеграции положены принципы многоуровневости и этапности.
Результаты исследования. Разработана морфологическая таблица моделей многоуровневой и поэтапной подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности. Одна из таких моделей междисциплинарной интеграции общетехнических дисциплин с различными видами деятельности была реализована в три этапа в рамках деловой игры «Конструкторское бюро». Эффективность модели и гипотеза подтверждены в ходе эксперимента. Разработана и реализована педагогическая модель подготовки к инновационной инженерной деятельности на основе междисциплинарной интеграции общетехнических дисциплин с различными видами деятельности. Конкретизирована методика педагогического эксперимента для многоэтапного мониторинга уровня сформированности инновационных компетенций.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты исследования являются основанием для методологического и научного обеспечения разработки научной концепции формирования инновационного мышления у студентов. Они представляют научный интерес для ученых, работающих в области теории и методики обучения техническим дисциплинам, и практический интерес для преподавателей технических университетов.
Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность, педагогическая модель, методическая система, технология быстрого прототипирования, компетентность, многоуровневость и этапность обучения
Финансирование: работа выполнена при поддержке проекта № 18-013-00342 Российского фонда фундаментальных исследований.
Для цитирования: Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности / Н. И. Наумкин [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 4. С. 568–586. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586
Заявленный вклад авторов:
Наумкин Николай Иванович – научное руководство; формулирование основной концепции исследований; разработка методологии исследования; подготовка начального варианта текста.
Шекшаева Наталья Николаевна – развитие методологии; критический анализ и доработка текста.
Квитко Светлана Ильинична – с бор данных и доказательств; проведение экспериментов.
Ломаткина Мария Владимировна – участие в разработке модели; сбор данных и доказательств; проведение экспериментов.
Купряшкин Владимир Федорович – формализованный анализ данных; сбор данных и доказательств.
Коровина Ирина Валерьевна – сбор данных и доказательств; проведение экспериментов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 03.06.2019; принята к публикации 26.08.2019;
опубликована онлайн 31.12.2019.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.