Печать

PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.015.3:378=111

DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.596-608

 

Структурная модель личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов

Гаранина Жанна Григорьевна
профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1428-1213, garanina23@mail.ru

Андронова Наталья Владимировна
доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1909-5575, andronov1971@mail.ru

Лашмайкина Людмила Ивановна
доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0848-3871, l.lashmaikina@yandex.ru

Мальцева Ольга Евгеньевна
старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Элизы Ожешко, д. 22), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7564-4025, malcevao@tut.by

Поляков Осип Егорович
профессор кафедры мордовских языков ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0232-7501, polyakov@yandex.ru

Введение: в статье рассматриваются теоретические подходы к исследованию модели и структуры личностно-профессионального саморазвития, а также анализируются результаты сравнительного эмпирического исследования особенностей саморазвития студентов с различным уровнем сформированности мотивационно-смысловой сферы. Цель статьи – изучение теоретических и практических аспектов проблемы профессионального и личностного саморазвития будущих специалистов, построение структурной модели и выделение уровней с аморазвития.
Материалы и методы: были использованы диагностические методы, направленные на определение уровня саморазвития и личностных качеств студентов. Обработка полученных данных проводилась методом корреляционного, факторного и кластерного анализа.
Результаты исследования: личностно-профессиональное саморазвитие представляет собой целостную систему, основанную на деятельностном преобразовании личностью себя, которое осуществляется в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей. В статье проанализированы результаты эмпирического исследования, проведенного с помощью психодиагностических методов, направленных на выявление уровня саморазвития будущих специалистов, его структуры и особенностей. Получены научно обоснованныерезультаты, позволяющие раскрыть уровни саморазвития студентов, а также определить факторы, влияющие на процесс саморазвития у будущих специалистов социономической сферы.
Обсуждение и заключения: структурная модель личностно-профессионального саморазвития включает совокупность взаимосвязанных компонентов: ценностно-смыслового, рефлексивного и регулятивного. Основным фактором, влияющим на процесс личностного и профессионального саморазвития будущих специалистов, является показатель осмысленности жизни, который значимо связан с готовностью к самопознанию и саморазвитию и влияет на уровень саморазвития. Стремление к саморазвитию можно рассматривать как одну из личностных и профессиональных ценностей, дающую будущим специалистам возможность чувствовать осмысленность жизни, удовлетворенность ее процессом и результатами, а также достигать поставленных личных и профессиональных целей. Полученные результаты представляют особый интерес для практикующих психологов, которые могут расширить сферу исследования процессов саморазвития и самосовершенствования личности и определить основные способы потенциальной самореализации молодежи в профессиональной карьере.

Ключевые слова: личностно-профессиональное саморазвитие, мотивационно-смысловая сфера, саморегуляция, рефлексия, самоэффективность, самоактуализация, осмысленность жизни

Для цитирования: Структурная модель личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов / Ж. Г. Гаранина [и др.] // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 596–608. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.596-608

Заявленный вклад авторов: Гаранина Жанна Григорьевна – разработка концепции; инициация исследования; разработка методологии; критический анализ и пересмотр текста. Андронова Наталья Владимировна – разработка исследовательских инструментов (анкеты); сбор данных в 2015–2016 гг.; подготовка начального варианта текста. Лашмайкина Людмила Ивановна – изучение концепции; сбор данных в 2016–2017 гг.; формализованный анализ данных. Мальцева Ольга Евгеньевна – критический анализ и пересмотр текста, проведение анализа и подготовка первоначальных выводов. Поляков Осип Егорович – поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; подготовка текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX