Печать

PDFСкачать статью в pdf.

УДК 101:378

DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.019-034

 

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Лазутина Татьяна Владимировна
профессор кафедры гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38), доктор философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7849-4667, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Темпель Юлия Александровна
асcистент кафедры технологии машиностроения ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7392-0412, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Темпель Ольга Александровна
асcистент кафедры технологии машиностроения ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0004-5212, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: центральной проблемой статьи является понимание мировоззренческой функции философии в системе современного отечественного технического высшего образования. Концепция работы определяется пониманием философии как полифункционального феномена, где мировоззренческая функция является ведущей. Цель исследования представляет выявление роли философии в системе современного высшего технического образования России в рамках компетентностного подхода..
Материалы и методы: методологию исследования составляет системный подход, позволяющий рассматривать образование в качестве особой иерархической системы, пребывающей в динамике, а также использование компетентностного подхода к образовательной деятельности будущего выпускника. Диалектический метод рассмотрения вещи в единстве и многообразии ее свойств осуществляет понимание специфики образования как социокультурного феномена..
Результаты исследования: установлена необходимость актуализации взаимосвязи науки, профессиональной деятельности выпускников и философии как формы теоретически оформленного мировоззрения в рамках образовательного проекта технического университета. Проведены исследования на базе ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» среди обучающихся 1–4 курсов бакалаврита технических направлений по определению значимости философских основ в их успешной трудовой активности, а также по формированию знаний, умений и навыков на протяжении всего периода обучения. В результате исследования была сформулирована идея о необходимости формирования философской картины мира, детерминирующей систему ценностей будущего выпускника в современном техническом университете..
Обсуждение и заключения: выявлено, что на повышение интереса к изучению философии как науки оказало применение преподавателями инновационных подходов к обучению, среди которых особое значение принадлежит дискуссии, проектной деятельности, эссе и др. Показано, что философская образованность выступает в качестве атрибута современного технического образования. Доказано, что в контексте компетентностного подхода наибольшая ответственность в получении и освоении компетенций, а в дальнейшем, и возможности их применять, лежит на самом обучающемся.

Ключевые слова: компетентностный подход; техническое образование; мировоззрение; наука; философия образования; общекультурная компетенция; философская и научная картины мира; инновационные технологии обучения

Для цитирования: Лазутина Т. В., Темпель Ю. А., Темпель О. А. Роль философии как формы мировоззрения при освоении компетенций обучающимися технических направлений в системе современного высшего образования России // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 19–34. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.019-034

Заявленный вклад авторов: Лазутина Татьяна Владимировна – научное руководство, критический анализ и доработка текста. Темпель Юлия Александровна – концепция и инициация исследования, сбор и обработка материалов, написание текста. Темпель Ольга Александровна – формализованный анализ данных, написание текста.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX