Печать

УДК 130.2:8'37                                                 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.132

 

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Сметанина Ольга Михайловна
(профессор кафедры иностранных языков и профессионального лингвообразования Нижегородского института управления – филиала ФНБОУ ВПО «Российская акаде- мия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» (Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 46), доктор культурологии, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Сложное внутреннее строение языковой образовательной культуры делает ее сферой проявления синергетических эффектов. Авторы рассматривают синергетический эффект только в позитивной перспекти- ве, однако синергия приводит и к негативным эффектам. В связи с возможностью существования как позитивных (развивающих), так и негативных (разрушающих) синергетических эффектов становится очевидной роль языкового дискурса в качестве фактора, определяющего направленность синергетического эффекта в языковой образовательной среде. В статье делается предположение, что синергийный эффект может стать положительным лишь при определенных условиях, когда существуют предпосылки его «запуска». С опорой на такое понимание «механизма настройки» представляется проектное видение альтернативных формаций языковой образовательной культуры, одна из которых – моноязычная, а другая – полиязычная. На основе критического анализа действующих практик в сфере языковой образовательной культуры утверждается, что они тяготеют к моноязычной модели. Особенно это относится к практикам, реализуемым во внутрироссийском мультикультурном пространстве. Автор считает обоснованной концеп- цию необходимости перехода к полиязычной модели развития языкового образовательного пространства со следующей иерархией языков внутри него: основной язык (для России – русский), дополнительные языки первого порядка (иностранный язык) и второго порядка (для России – один из языков народов РФ). Такой подход к языковой образовательной культуре позволяет решить целый ряд конкретных культуро- логических проблем, связанных с методологией, категориально-понятийным аппаратом, конкретизацией направлений реализации языковой образовательной политики, и расширить когнитивно-коммуникативные горизонты современного культурологического знания.

Ключевые слова: языковая образовательная культура; синергетический подход; позитивные (развива- ющие) синергетические эффекты; негативные (разрушающие) синергетические эффекты; глокализация; иностранные языки; многоязычие.

 

Для цитирования: Сметанина, О. М. Синергетический подход как методологический инструмент в познании языковой образовательной культуры / О. М. Сметанина // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. - С. 132-139. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.132

 

SYNERGETIC APPROACH AS A METHODOLOGICAL TOOL IN LEARNING LANGUAGE EDUCATIONAL CULTURE

Smetanina Olga Michailovna
(professor, Chair of Foreign Languages and Professional Linguistic Education, Nizhny Novgorod Institute of Public and Business Administration – Affiliated branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (46, Gagarina ave., Nizhny Novgorod, Russia), Dr. Sci. (Culturology), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Having a complex internal structure, the language educational culture gives place to multiple synergistic effects. There is a great variety of both positive (developing) and negative (destructive) synergistic effects. This fact makes the language discourse a critical factor determining the direction of the synergistic effect in language educational culture. We believe that synergetic effects can be positive if they are triggered by certain favourable conditions. This enables us to assume that the language educational culture can be of two different types: monolingual and polylingual. Having analyzed the modern state of things in the field of the language educational culture we have come to the conclusion that the monolingual type prevails in Russian multicultural reality. We hold it important to move to the polylingual pattern with the following structure: the basic language (Russian in Russia), an additional first-order language (a foreign language) and an additional second-order language (one of the national languages of the Russian Federation). This approach helps to solve a number of culturological issues related to methodology, conceptual instruments, ways of implementing the language educational policy as well as to make modern cultorological knowledge more communi cative and cognititve.

Keywords: language educational сulture; synergetic approach; positive (developing) synergistic effects; negative (destructive) synergistic effects; glocalization; foreign languages; multilingualism.

 

For citation: Smetanina O. M. Sinergeticheskij podhod kak metodologicheskij instrument v poznanii jazykovoj obrazovatel’noj kul’tury [Synergetic approach as a methodological tool in learning language educational culture]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 132-139. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.132

 

Скачать статью в pdf (To download article).