УДК 37.015.31:37.061
DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.060
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Козлова Наталия Сергеевна
доцент кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Россия, г. Иваново, ул. Ермака, д. 7а), кандидат психологических наук, nat-tycuk@yandex.ru
Комарова Екатерина Николаевна
старший преподаватель кафедры социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Россия, г. Иваново, ул. Ермака, д. 7а), kkatie1988@mail.ru
В данной статье анализируется проблема субъективного благополучия в психологической науке. Сопоставляются два основных современных подхода (гедонистический и эвдемонистический) к пониманию природы психологического благополучия, его ключевые характеристики и предпосылки, пути достижения. Приводятся основные дефиниции понятия субъективное благополучие. Цель исследования – сравнить особенности субъективного благополучия людей с разным уровнем образования. Выдвинуты основные гипотезы нашего исследования. 1. Уровень образования влияет на восприятие субъективного благополучия личности. 2. Люди со средним уровнем образования более неудовлетворенны в своей жизни по сравнению с теми, кто имеет более высокий уровень образования. Исследование выполнено на случайной выборке (n = 226 чел. в возрасте от 16 до 67 лет) с применением диагностического инструментария: методики «Шкала субъективного благополучия» (автор – М. В. Соколова); специально разработанной авторской анкеты, вопросы которой направлены на изучения переживания субъек- тивного благополучия. Приводятся основные результаты эмпирического исследования, позволяющие сделать вывод об особенностях восприятия личности данного процесса в зависимости от ее образованности. При обработки данных был применен одномерный дисперсионный анализ с использованием формулы Дункана и автоматизированного пакета обработки статистических данных программы ‟SPSS 13”. Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в возможности использования полученных выводов в психокоррекционной и психопрофилактической работе, связанной с субъективным благополучием личности. Полученные результаты могут быть использованы для разработки тренинговых программ и при чтении курсов по социальной психологии и психологии личности, а выводы – в процессе преподавания данных курсов.
Ключевые слова: уровень образования; субъективное благополучие; атрибуция; напряженность и чувствительность; психоэмоциональная симптоматика; самооценка здоровья
Для цитирования: Козлова, Н. С. Особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования / Н. С. Козлова, Е. Н. Комарова // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 60–64. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.060