Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202504.753­767

EDN: https://elibrary.ru/tkmlor

УДК 004.8:330­053.5

 

Искусственный интеллект как средство формирования финансовой грамотности у младших школьников

Володин Владимир Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Благовещенского государственного педагогического университета (675004, Российская Федерация, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 104), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3220-0467, Researcher ID: LNR-5631-2024, SPIN-код: 5991-0374, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Государственная политика в области повышения финансовой грамотности населения, стремительная цифровизация образования и возрастание роли искусственного интеллекта в обучении младших школьников обусловливают актуальность исследования. При этом проблема формирования финансовой грамотности у обучающихся начальных классов посредством технологий искусственного интеллекта не была предметом специального изучения. Цель исследования – разработать педагогические условия использования искусственного интеллекта как средства формирования финансовой грамотности у младших школьников.
Материалы и методы. Экспериментальная работа проводилась на базе двух школ Амурской области. В выборку вошли 122 младших школьника третьих классов, разделенные на две экспериментальные и две контрольные группы. Финансовая грамотность анализировалась с помощью диагностического инструментария С. В. Суриковой и Ю. А. Никольской. Статистические различия сформированности финансовой грамотности у участников оценивались с применением непараметрического статистического U­критерия Манна – Уитни.
Результаты исследования. Разработаны педагогические условия использования искусственного интеллекта, реализация которых обеспечивает формирование у обучающихся когнитивного, личностного и практического компонентов финансовой грамотности. Задания, обогащающие знания учеников о финансах и финансово­экономических отношениях, способствуют развитию навыков применения основных финансовых понятий в разных жизненных ситуациях (когнитивный компонент). Ответственность за принятые финансовые решения формируется посредством анализа продуктов деятельности искусственного интеллекта самими обучающимися (личностный компонент). Вовлечение младших школьников в генерирование заданий с помощью искусственного интеллекта стимулирует развитие умений грамотного осуществления покупок и экономии денежных средств, самостоятельного планирования путей достижения финансовых целей (практический компонент).
Обсуждение и заключение. Исследование вносит вклад в практику образования в части становления финансовой грамотности у младших школьников посредством применения технологий искусственного интеллекта. Материалы статьи могут быть полезны учителям начальных классов в процессе развития финансовой грамотности у обучающихся. Перспективы исследования представлены поиском альтернативных педагогических условий и разработкой модели формирования финансовой грамотности у младших школьников с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, формирование финансовой грамотности, младшие школьники, педагогические условия, инструменты ИИ

Благодарности: автор выражает благодарность анонимным рецензентам за конструктивные замечания и рекомендации по доработке статьи, а также студенту Благовещенского государственного педагогического университета Э. А. Фоминых за помощь в организации проведения исследования.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Володин В.В. Искусственный интеллект как средство формирования финансовой грамотности у младших школьников. Интеграция образования. 2025;29(4):753–767. https://doi.org/10.15507/1991­9468.029.202504.753­767

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у автора по обоснованному запросу.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 06.05.2025;
одобрена после рецензирования 31.07.2025;
принята к публикации 07.08.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Haleem A., Javaid M., Qadri M.A., Suman R. Understanding the Role of Digital Technologies in Education: A Review. Sustainable Operations and Computers. 2022;3:275–285. http://dx.doi.org/10.1016/j.susoc.2022.05.004
  2. Pettersson F. Understanding Digitalization and Educational Change in School by Means of Activity Theory and the Levels of Learning Concept. Education and Information Technologies. 2021;26:187–204. https://doi.org/10.1007/s10639-020-10239-8
  3. Veraksa A.N., Kornienko D.S., Chichinina E.A., Bukhalenkova D.A., Chursina A.V. Correlations between Preschoolers’ Screen Time with Gender, Age and Socio-Economic Background of the Families. The Art and Science of Television. 2021;17(3):179–209. https://doi.org/10.30628/1994-9529-17.3-179-209
  4. Рындак В.Г., Снурницына Ю.М. Финансовая грамотность младших школьников: обзор международных программ. Современное педагогическое образование. 2024;(7):35–43. http://doi.org/10.24412/2587-8328-2024-7-35-43
  5. Estl M., Wagner S. Finanzbildung unter lebensweltorientierten didaktischen Aspekten. GW-Unterricht. 2022;165:23–29. https://doi.org/10.1553/gw-unterricht165s23
  6. Roll I., Wylie R. Evolution and Revolution in Artificial Intelligence in Education. International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2016;26:582–599. http://dx.doi.org/10.1007/s40593-016-0110-3
  7. Fawns T. Postdigital Education in Design and Practice. Postdigital Science and Education. 2019;1(1):132–145. https://doi.org/10.1007/s42438-018-0021-8
  8. Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2023;(79–4):288–290. https://elibrary.ru/iprjag
  9. Алферьева-Термсикос В.Б., Шубович В.Г. Формирование информационной культуры младших школьников посредством технологий искусственного интеллекта. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. « Гуманитарные науки». 2024;(12–3):53–58. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/58e143db-7a7c-4e50-8153-d3ca2db11641 (дата обращения: 19.04.2025).
  10. Рябикина В.М. Педагогические условия использования цифровых технологий как средства формирования мотивации у младших школьников к учебной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2023;(1):34–36. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-198-34-36
  11. Семенова В.А. Возможности использования программ искусственного интеллекта и технологии решения изобретательских задач для развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов на уроках английского языка. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024;(5):38–53. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11062
  12. Jordan M.I., Mitchell T.M. Machine Learning: Trends, Perspectives, and Prospects. Science. 2015;349(6245):255–260. https://doi.org/10.1126/science.aaa8415
  13. Henderson G., Beach P., Coombs A. Financial Literacy Education in Ontario: An Exploratory Study of Elementary Teachers’ Perceptions, Attitudes, and Practices. Canadian Journal of Education. 2021;44(2):308–336. https://doi.org/10.53967/cje-rce.v44i2.4249
  14. Almenberg J., Widmark O. Numeracy Financial Literacy and Participation in Asset Markets. SSRN Electronic Journal. 2011;1–40. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1756674
  15. Милованова Л.А., Разливинских И.Н., Стерхова Н.С. Характеристика понятия и педагогического инструментария развития финансовой грамотности у младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2022;(75–2):234–237. https://elibrary.ru/bjopkl
  16. Милованова Л.А., Разливинских И.Н., Стерхова Н.С. Структурно-содержательная модель развития финансовой грамотности у младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2021;(72–2):171–175. https://elibrary.ru/rfebsk
  17. Бузни В.А., Кузьменко И.А. Вопросы формирования финансовой грамотности младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2022;(74–2):52–54. https://elibrary.ru/jpmcrk
  18. Ткачева Е.М. Формирование финансовой грамотности у младших школьников при обучении математике (начальная школа 1–5 классы). Вестник науки. 2023;1(5):194–199. URL: https://www.вестник-науки.рф/article/8014 (дата обращения: 19.04.2025).
  19. Деменева Н.Н., Зайцева С.А., Колесова О.В. Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики. Проблемы современного педагогического образования. 2023;(81–4):130–133. https://elibrary.ru/qndydk
  20. Приколотина Н.В., Макаренко Е.В. Формирование финансовой грамотности младшего школьника на уроках окружающего мира. Педагогический поиск. 2019;(9):3–6. https://elibrary.ru/kjnsaz
  21. Асанова З.Р., Гемеджи А.С., Третьяк Н.А. Сюжетно-ролевые игры как средство формирования финансовой грамотности младших школьников на уроках окружающего мира. Глобальный научный потенциал. 2024;(11–1):15–19. URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/globalscientific-potential/164/g-n-p-11(164)-tom1-main.pdf (дата обращения: 19.04.2025).
  22. Масягин В.П., Гущина Г.А. О формировании финансовой грамотности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Экономика образования. 2022;(4):67–75. https://elibrary.ru/qzonhf
  23. Пестерева В.В., Мазур Е.Н. Особенности сформированности основ финансовой грамотности у детей 10–11 лет. Гуманитарный научный вестник. 2024;(8):16–22. https://doi.org/10.5281/zenodo.13754229
  24. Esposito E. Artifilcial Communication? The Production of Contingency by Algorithms. Zeitschrift für Soziologie. 2017;46(4):249–265. http://dx.doi.org/10.1515/zfsoz-2017-1014

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License