Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202504.698-710

EDN: https://elibrary.ru/vdadig

УДК 374.32

 

Роль наставничества в профессиональном развитии учителя

Рожина Эльвира Вячеславовна
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Центра аналитической биофотоники и инженерии клеточной поверхности Института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6237-3828, Scopus ID: 56664478300, Researcher ID: F-5600-2014, SPIN-код: 5389-2819, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нугуманова Людмила Николаевна
доктор педагогических наук, доцент, ректор Института развития образования Республики Татарстан (420015, Российская Федерация, г. Казань, ул. Большая Красная, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0112-6700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яковенко Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологического образования Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8378-9080, Scopus ID: 57191171650, Researcher ID: P-6113-2015, SPIN-код: 5884-4480, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хисамутдинова Регина Наилевна
начальник отдела по международным связям Университета управления «ТИСБИ» (420012, Российская Федерация, г. Казань, ул. Муштари, д. 13), ORCID: https://orcid.org/0009-0005-2781-2484, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мавлюдова Ляйля Усмановна
кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологического образования Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5718-6833, Scopus ID: 56814996600, Researcher ID: Z-1030-2018, SPIN-код: 4124-3014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Наставничество – важный элемент системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающий непрерывное профессиональное развитие и совершенствование педагога. В условиях стремительных изменений в образовательной среде, внедрения цифровых технологий, обновления федеральных государственных образовательных стандартов и растущих требований к качеству преподавания роль наставничества становится особенно важной. Цель исследования – выявить и проанализировать мотивацию учителей к участию в программах наставничества, а также систематизировать факторы, определяющие эффективность данного процесса.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 321 чел. из различных образовательных организаций, что обеспечило репрезентативность данных и позволило провести сравнение по уровню опыта. Количественные и качественные данные о восприятии педагогами системы наставничества были получены с помощью гибридной анкеты, сочетающей закрытые и открытые вопросы, оценочные шкалы и демографические показатели. Значимые корреляции между профессиональным опытом, участием в программах наставничества и воспринимаемой эффективностью выявлялись с применением методов математической статистики (средние значения, стандартные отклонения, коэффициенты корреляции и процентное распределение).
Результаты исследования. Педагоги считают наставничество эффективным инструментом профессионального развития, способствующим росту компетенций, личностному совершенствованию и укреплению профессионального сообщества. Наибольшую удовлетворенность от наставнической деятельности отметили представители средней возрастной группы, что свидетельствует о гармоничном сочетании опыта и мотивации к передаче знаний. Эффективность данного процесса определяется личными качествами руководителя – ответственностью, трудолюбием, уважением к своим подопечным и внутренней мотивацией. При этом их социальное признание и поддержка остаются важными условиями для успешной реализации программ наставничества.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило эмпирически подтвердить высокую значимость наставничества как эффективного механизма профессионального развития и передачи педагогического опыта. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных для совершенствования моделей, разработки методических рекомендаций и программ профессионального развития преподавательского состава. Перспективы дальнейших исследований связаны с углубленным анализом влияния личностных и профессиональных характеристик наставников на эффективность взаимодействия, а также с разработкой диагностических инструментов и цифровых моделей процессов наставничества. Полученные результаты представляют интерес для исследователей в области педагогики, специалистов системы дополнительного профессионального образования и руководителей образовательных организаций.

Ключевые слова: непрерывное образование, наставничество, дополнительное профессиональное образование, качества наставника, участники наставнической деятельности

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (№ 24­28­01482, «Проектное обучение в развитии профессионализма и гражданственности российского студенчества: управленческий контекст и формирование трансформирующей агентности»).

Благодарности: авторы выражают благодарность Академии наук Республики Татарстан за предоставление гранта молодым кандидатам наук (постдокторантам) для защиты докторской диссертации, проведения научных исследований, а также выполнения служебных обязанностей в научных и образовательных организациях Республики Татарстан в рамках Государственной программы Республики Татарстан «Научно-техническое развитие Республики Татарстан», а также рецензентам за конструктивные замечания и рекомендации по доработке статьи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Рожина Э.В., Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В., Хисамутдинова Р.Н., Мавлюдова Л.У. Роль наставничества в профессиональном развитии учителя. Интеграция образования. 2025;29(4):698–710. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202504.698-710

Вклад авторов:
Э. В. Рожина – визуализация результатов исследования и полученных данных.
Л. Н. Нугуманова – административное управление планированием и проведением исследования.
Т. В. Яковенко – формулирование целей и задач исследования.
Р. Н. Хисамутдинова – критический анализ черновика рукописи.
Л. У. Мавлюдова – критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.04.2025;
одобрена после рецензирования 29.05.2025;
принята к публикации 05.06.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Mathur S.R., Gehrke R., Kim S.H. Impact of a Teacher Mentorship Program on Mentors’ and Mentees’ Perceptions of Classroom Practices and the Mentoring Experience. Assessment for Effective Intervention. 2012;38(3):154–162. https://doi.org/10.1177/1534508412457873
  2. Wong H.K. Induction Programs That Keep New Teachers Teaching and Improving. NASSP Bulletin. 2004;88(638):41–58. https://doi.org/10.1177/019263650408863804
  3. Yakovenko T.V. [Continuous Professional Development of a Teacher]. Problems of Modern Pedagogical Education. 2021;(70–3):291–294. (In Russ.) Available at: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5155/Выпуск%2070%20часть%203,%202021%20год.pdf (accessed 29.03.2025).
  4. Orland-Barak L. Mediation in Mentoring: A Synthesis of Studies in Teaching and Teacher Education. Teaching and Teacher Education. 2014;44:180–188. https://doi.org/10.1016/j.tate.2014.07.011
  5. Abetang M.A., Oguma R.N., Abetang A.P. Mentoring and the Difference it Makes in Teachers’ Work: A Literature Review. European Journal of Education Studies. 2020;7(6):301–323. http://dx.doi.org/10.46827/ejes.v7i6.3146
  6. Eby L.T., Lockwood A. Protégés’ and Mentors’ Reactions to Participating in Formal Mentoring Programs: A Qualitative Investigation. Journal of Vocational Behavior. 2005;67(3):441–458. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2004.08.002
  7. Butz A.R., Spencer K., Thayer-Hart N., Cabrera I.E., Byars-Winston A. Mentors’ Motivation to Address Race/Ethnicity in Research Mentoring Relationships. Journal of Diversity in Higher Education. 2019;12(3):242–254. https://doi.org/10.1037/dhe0000096
  8. Hobson A.J., Ashby P., Malderez A., Tomlinson P.D. Mentoring Beginning Teachers: What We Know and What We Don’t. Teaching and Teacher Education. 2009;25(1):207–216. https://doi.org/10.1016/j.tate.2008.09.001
  9. Lindqvist H., Weurlander M., Barman L., Wernerson A., Thornberg R. Lack of Progression is the Dividing Line: Mentoring Teachers’ Perspectives on Student Teachers’ Emotional Challenges during Work Placement Education. Teacher Development. 2024;28(1):1–18. https://doi.org/10.1080/13664530.2023.2229788
  10. Opara I., Metzger I.W., Dawoud S., Pierre K., Assan M.A., Garcia-Reid P., et al. “It Makes Me Feel like I Can Make a Difference”: A Qualitative Exploration of Peer Mentoring with Black and Hispanic High School Students. Youth. 2023;3(2):490–501. https://doi.org/10.3390/youth3020034
  11. Ivey G.W., Dupré K.E. Workplace Mentorship: A Critical Review. Journal of Career Development. 2020;49(3):714–729. https://doi.org/10.1177/0894845320957737
  12. Aspfors J., Fransson G. Research on Mentor Education for Mentors of Newly Qualified Teachers: A Qualitative Meta-Synthesis. Teaching and Teacher Education. 2015;48:75–86. https://doi.org/10.1016/j.tate.2015.02.004
  13. Rekha K.N., Ganesh M.P. Factors Influencing Mentors’ Learning from Mentoring Relationships: Insights from a Serial Mediation Study in India. International Journal of Training and Development. 2019;23(3):221–239. https://doi.org/10.1111/ijtd.12159
  14. Clutterbuck D. Making the Most of Informal Mentoring: A Positive Climate is Key. Development and Learning in Organizations: An International Journal. 2004;18(4):16–17. https://doi.org/10.1108/14777280410544574
  15. Edwards-Groves C.J. Learning Teaching Practices: The Role of Critical Mentoring Conversations in Teacher Education. Journal of Education and Training Studies. 2014;2(2):151–166. https://doi.org/10.11114/jets.v2i2.343
  16. Glover A., Jones M., Thomas A., Worrall L. Finding the Joy: Effective Mentoring in Teacher Education. Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2024;32(4):377–394. https://doi.org/10.1080/13611267.2024.2360605
  17. Nuis W., Lundquist R., Beausaert S. Exploring Master’s Students’ Perceptions of Mentoring Support for Reflection in a One-Year Employability-Oriented Mentoring Program. Higher Education. 2025. https://doi.org/10.1007/s10734-025-01449-5
  18. Rowland T.R., Delaney K.K., Slutsky R., Pope V.M., Krepps K., Boyden C. The Value of Tiered Mentorship for Teacher Candidates Committed to Working in Under-Resourced Schools and Communities. Teaching and Teacher Education. 2025;161:105061. https://doi.org/10.1016/j.tate.2025.105061
  19. Bell K. Affordances, Constraints and Collaborative Potential of e-Mentoring Platforms and Their Features for K–12 Educators: A Systematic Literature Review. International Journal of Mentoring and Coaching in Education. 2024;13(3):346–360. https://doi.org/10.1108/IJMCE-07-2023-0056
  20. Larsen E., Jensen-Clayton C., Curtis E., Loughland T., Nguyen H.T.M. Re-Imagining Teacher Mentoring for the Future. Professional Development in Education. 2023;51(4):683–697. https://doi.org/10.1080/19415257.2023.2178480
  21. Beck C., Kosnik C. Associate Teachers in Pre-service Education: Clarifying and Enhancing Their Role. Journal of Education for Teaching. 2000;26(3):207–224. https://doi.org/10.1080/713676888
  22. Çiftcioğlu D.H., Aras S. Role of Mentoring as a Pathway for Professional Growth in Early Childhood Teacher Education. European Early Childhood Education Research Journal. 2025;1–16. https://doi.org/10.1080/1350293X.2025.2576754
  23. Kuhn C., Hagenauer G., Gröschner A. “Because You Always Learn Something New Yourself!” An Expectancy-Value-Theory Perspective on Mentor Teachers’ Initial Motivations. Teaching and Teacher Education. 2022;113:103659. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103659
  24. Pfund C., Byars-Winston A., Branchaw J., Hurtado S., Eagan K. Defining Attributes and Metrics of Effective Research Mentoring Relationships. AIDS and Behavior. 2016;20:238–248. https://doi.org/10.1007/s10461-016-1384-z
  25. Eller L.S., Lev E.L., Feurer A. Key Components of an Effective Mentoring Relationship: A Qualitative Study. Nurse Education Today. 2014;34(5):815–820. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2013.07.020
  26. Cho C.S., Ramanan R.A., Feldman M.D. Defining the Ideal Qualities of Mentorship: A Qualitative Analysis of the Characteristics of Outstanding Mentors. The American Journal of Medicine. 2011;124(5):453–458. https://doi.org/10.1016/j.amjmed.2010.12.007
  27. Mkhomi M.S., Mokobane Z., Gqeba N., Mhlanga N. Mentorship Challenges: Reflections from Mentor-Teachers in Pre-Service Teacher Programs. International Journal of Asian Education. 2025;6(1):100–112. https://doi.org/10.46966/ijae.v6i1.443
  28. Aderibigbe S., Gray D.S., Colucci-Gray L. Understanding the Nature of Mentoring Experiences between Teachers and Student Teachers. International Journal of Mentoring and Coaching in Education. 2018;7(1):54–71. https://doi.org/10.1108/IJMCE-04-2017-0028
  29. Denard Thomas J., Gail Lunsford L., Rodrigues H.A. Early Career Academic Staff Support: Evaluating Mentoring Networks. Journal of Higher Education Policy and Management. 2015;37(3):320–329. https://doi.org/10.1080/1360080X.2015.1034426
  30. Yeung M., Nuth J., Stiell I.G. Mentoring in Emergency Medicine: The Art and the Evidence. Canadian Journal of Emergency Medicine. 2010;12(2):143–149. https://doi.org/10.1017/s1481803500012173
  31. Dolan E., Johnson D. Toward a Holistic View of Undergraduate Research Experiences: An Exploratory Study of Impact on Graduate/Postdoctoral Mentors. Journal of Science Education and Technology. 2009;18(6):487–500. https://doi.org/10.1007/s10956-009-9165-3

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License