DOI: 10.15507/1991-9468.029.202504.626-644
EDN: https://elibrary.ru/iwotpy
УДК 301.1:327:378.1(470+571)
Социологический мониторинг проблем и перспектив международного сотрудничества в системе высшего образования России
Юдина Вера Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9835-9430, Scopus ID: 57211803103, Researcher ID: E-4558-2018, SPIN-код: 2887-6549, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Танина Мария Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7311-6280, Scopus ID: 57211810144, Researcher ID: E-7224-2018, SPIN-код: 8764-6330, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Бондаренко Владимир Викторович
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6716-1963, Scopus ID: 57211802151, Researcher ID: E-5624-2018, SPIN-код: 8606-0184, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Полутин Сергей Викторович
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, Scopus ID: 57215972235, Researcher ID: A-9592-2017, SPIN-код: 6580-0020, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. В условиях геополитических и институциональных преобразований в мировом образовательном пространстве актуальной становится разработка адаптивных механизмов сотрудничества, включающих цифровые дистанционные технологии продвижения российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг. Однако в современных исследованиях не в полной мере изучены вопросы влияния международного сотрудничества в сфере высшего образования на трансформацию содержания и компетенций учебных программ, на алгоритмы трудоустройства, мобильности и профессионального развития выпускников из разных стран, на систему оценки качества образовательных программ с учетом различных аккредитационных систем. Цель исследования – проанализировать существующие подходы к цифровизации и интернационализации высшего образования, оценить готовность системы высшего образования России к внедрению цифровых дистанционных технологий в научно-исследовательской, образовательной деятельности и сфере международных коммуникаций, разработать рекомендации по совершенствованию механизмов международного образовательного сотрудничества.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось в 2025 г. методом электронного анкетирования 183 респондентов, занимающих различные должности в области международной деятельности и работе с иностранными студентами в российских университетах, из 69 регионов страны с охватом всех федеральных округов. Комплекс методов научного познания, контент-анализа, социологических опросов позволил выявить ряд проблем и тенденций реализации международного образовательного сотрудничества в условиях цифровизации высшего образования, а его адаптивные механизмы разработаны с помощью статистических, структурно-логических приемов исследования.
Результаты исследования. Теоретический анализ статистических и аналитических материалов отечественных и зарубежных организаций и экспертов позволил сформулировать тенденции цифровизации и интернационализации высшего образования, предложить адаптивные механизмы реализации международного образовательного сотрудничества и обозначить перспективы их развития. По результатам эмпирического исследования выделены две ключевые группы проблем реализации международного сотрудничества в системе высшего образования России (внутренние и внешние), а также разработаны направления их решения.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы и рекомендации развивают методологические подходы по адаптации механизмов международного образовательного сотрудничества к условиям геополитической и геоэкономической нестабильности, требованиям цифровизациии интернационализации высшего образования. Материалы данной статьи будут полезны специалистам, исследующим методы повышения эффективности экспорта в сфере услуг высшего образования; высшему управленческому звену университетов, стремящимся улучшить работу по привлечению иностранных студентов и сотрудничеству с зарубежными партнерами в различных областях.
Ключевые слова: цифровизация, международное сотрудничество, высшее образование, интернационализация, дистанционные образовательные технологии
Финансирование: публикация подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств в рамках государственного задания Финансового университета при Правительстве РФ на тему «Разработка механизмов реализации международного сотрудничества в системе высшего образования России в условиях дистанционных технологий обучения и цифровой трансформации образовательной системы» (ВТК-ГЗ-ПИ-48-22, 2022 г.).
Благодарности: авторы статьи благодарят рецензентов и редакцию журнала за поставленные замечания, активную работу над статьей и внимательное отношение, позволившие повысить качество результатов.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Юдина В.А., Танина М.А., Бондаренко В.В., Полутин С.В. Социологический мониторинг проблем и перспектив международного сотрудничества в системе высшего образования России. Интеграция образования. 2025;29(4):626–644. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202504.626-644
Вклад авторов:
В. А. Юдина – формулирование целей и задач исследования; административное управление планированием и проведением исследования; лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования.
М. А. Танина – применение статистических, математических, вычислительных или других формальных методов для анализа или синтеза данных исследования; разработка методологии исследования.
В. В. Бондаренко – получение финансовой поддержки исследовательского проекта; визуализация результатов исследования.
С. В. Полутин – осуществление научно-исследовательского процесса; написание черновика рукописи.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 28.04.2025;
одобрена после рецензирования 01.07.2025;
принята к публикации 07.07.2025.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко В.В., Полутин С.В., Танина М.А., Юдина В.А. Пост-эффекты пандемии COVID-19: удовлетворенность иностранных студентов дистанционным обучением в российских вузах. Интеграция образования. 2022;26(4):671–687. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.671-687
- Глебова Л.Н. Современные формы организации международного сотрудничества в сфере высшего образования. Наука и школа. 2016;(4). URL: http://nauka-i-shkola.ru/node/100 (дата обращения: 20.03.2025).
- Платонова Е.Д., Федотова О.Д. Международное сотрудничество в российском образовательном пространстве: современные тренды. The Scientific Heritage. 2022;(84):43–45. https://doi.org/10.24412/9215-0365-2022-84-5-43-45
- de Wit H., Altbach P.G. Internationalization in Higher Education: Global Trends and Recommendations for its Future. Policy Reviews in Higher Education. 2021;5(1):28–46. https://doi.org/10.1080/23322969.2020.1820898
- Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales. Journal of Studies in International Education. 2004;8(1):5–31. https://doi.org/10.1177/1028315303260832
- Wang D., Wang Z., Zong X. Impact of Economic Policy Uncertainty on Higher Education Expansion. Finance Research Letters. 2023;52:103564. https://doi.org/10.1016/j.frl.2022.103564
- Fredriksen B. 100 Years of International Cooperation in Education: Some Takeaways from My 55 Years of Involvement. International Journal of Educational Development. 2023;103:102917. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2023.102917
- Zhang L., Cao Z., Sivertsen G., Kochetkov D. The Influence of Geopolitics on Research Activity and International Collaboration in Science: The Case of Russia. Creativeсommons. 2023;10. https://doi.org/10.31235/osf.io/m2vun
- Гуцынюк О.Н., Полещук О.Д., Ридигер А.В. О результативности деятельности российских вузов в области научных исследований и экспорта образования в условиях санкций. E-Management. 2024;7(2):29–44. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2024-7-2-29-44
- Chang S., Gomes C. Why the Digitalization of International Education Matters. Journal of Studies in International Education. 2022;26(2):119–127. https://doi.org/10.1177/10283153221095163
- Wimpenny K., Finardi K.R., Orsini-Jones M., Jacobs L. Knowing, Being, Relating and Expressing Through Third Space Global South-North COIL: Digital Inclusion and Equity in International Higher Education. Journal of Studies in International Education. 2022;26(2):279–296. https://doi.org/10.1177/10283153221094085
- Moscardini A.O., Strachan R., Vlasova T. The Role of Universities in Modern Society. Studies in Higher Education. 2022;47(4):812–830. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1807493
- Castellsague A. «Like an Invisible Hand»: Gender in University Cooperation for International Development in Spain. International Journal of Educational Development. 2024;111:103165. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2024.103165
- Lenskaya Е. International Cooperation as a Resource for Education Development in the New Russia. International Journal of Educational Development. 2025;113:103200. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2024.103200
- Wang H., Tan Sh., Han Y. Beyond Education: International Student Inflow and Outbound Cross-Border Mergers and Acquisitions. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money. 2025;101:102143. https://doi.org/10.1016/j.intfin.2025.102143
- Bamberger A. Reconfiguring International Student Mobility amid Geopolitical Crisis: Institutional Work in Higher Education during Wartime. International Journal of Educational Research. 2025;133:102656. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2025.102656
- Акулич М. М. Образование в условиях глобализации. Университетское управление: практика и анализ. 2005;(5):50–57. https://elibrary.ru/hrongh

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.