DOI: 10.15507/1991-9468.029.202504.610-625
EDN: https://elibrary.ru/yjbmew
УДК 327(470+571)(540)
Образовательная дипломатия: формирование новой модели (на примере взаимодействия России и Юго-Восточной Азии)
Сычев Андрей Анатольевич
доктор философских наук, профессор, независимый исследователь (Российская Федерация, г. Саранск), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3757-4457, Scopus ID: 57205759512, Researcher ID: N-7591-2015, SPIN-код: 7992-7652, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Фофанова Катерина Владиславовна
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальной работы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2344-8986, SPIN-код: 4082-7312, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Активное участие России в программах международного образования и ее присутствие в образовательном пространстве ряда регионов Юго-Восточной Азии (Индии, Лаоса, Китая) обусловливает исчерпывание эвристического потенциала традиционных теоретических подходов к образовательной дипломатии. В связи с этим требуется переосмысление целей, средств, мотивов, акторов образовательного дипломатического процесса в аспекте современных условий и вызовов. Цель исследования – концептуализировать потенциал образовательной дипломатии в контексте культурного взаимодействия регионов России и стран Юго-Восточной Азии.
Материалы и методы. Статья основывается на результатах авторского исследования, проведенного в марте – мае 2025 г., методом полуформализованных экспертных интервью. В качестве экспертов (15 чел.) выступили члены академического сообщества России, Индии, Лаоса, Франции, Тайваня. Используемые методы позволили рассмотреть проблемы образовательной дипломатии с разных точек зрения, что дало возможность выявить особенности современной модели образовательной дипломатии.
Результаты исследования. Произведено сравнение традиционной и современной систем образовательной дипломатии. Определены основные факторы влияния на характер и содержание образо вательной дипломатии. Отмечается важность для современной модели внутренних стимулов, вытекающих из логики академического развития и этоса научной деятельности. Даны рекомендации по повышению эффективности образовательной дипломатии в новых социокультурных условиях: оптимизация международной деятельности в сфере образования, необходимость развития культурных компетенций, более широкое привлечение местных жителей к преподаванию русского языка и культуры, создание сертификационных программ и дистанционных курсов для преподавателей зарубежных вузов.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что в настоящее время формируется новая модель образовательной дипломатии, которая опирается на сетевое взаимодействие регионов и региональных вузов и обусловливается их внутренними образовательными и научными потребностями. Статья будет полезна представителям академического сообщества, вовлеченным в международную образовательную деятельность, специалистам в области региональной политики и дипломатическим работникам.
Ключевые слова: образовательная дипломатия, «мягкая сила», культурный диалог, научный этос, экспорт образования, регионы Юго-Восточной Азии
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сычев А.А., Фофанова К.В. Образовательная дипломатия: формирование новой модели (на примере взаимодействия России и Юго-Восточной Азии). Интеграция образования. 2025;29(4):610–625. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202504.610-625
Вклад авторов:
А. А. Сычев – формулирование целей и задач исследования; разработка методологии исследования; написание черновика рукописи; критический анализ черновика рукописи.
К. В. Фофанова – формулирование целей и задач исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; проверка воспроизводимости результатов исследования в рамках основных или дополнительных задач работы; создание и подготовка рукописи; критический анализ черновика рукописи.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 18.06.2025;
одобрена после рецензирования 24.07.2025;
принята к публикации 31.07.2025.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Bartram L., Malhoyt-Lee J., Sheen-Diaz C., Sullivan J. Education Diplomacy in Action: Touching Lives: Education Diplomacy in Service to Others. Childhood Education. 2015;91(2):156–159. https://doi.org/10.1080/00094056.2015.1018797
- Gauttam P., Singh B., Singh S., Lal Bika S., Tiwari R. Education as a Soft Power Resource: A Systematic Review. Heliyon. 2024;10(1):e23736. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e23736
- Peterson P.M. Diplomacy and Education: A Changing Global Landscape. International Higher Education. 2014;(75):2–3. https://doi.org/10.6017/ihe.2014.75.5410
- Macdonald P.K., America First? Explaining Continuity and Change in Trump’s Foreign Policy. Political Science Quarterly. 2018;133(3):401–434. https://doi.org/10.1002/polq.12804
- Bettie M. Ambassadors Unaware: The Fulbright Program and American Public Diplomacy. Journal of Transatlantic Studies. 2015;13(4):358–372. https://doi.org/10.1080/14794012.2015.1088326
- Metzgar E.T. Institutions of Higher Education as Public Diplomacy Tools: China-Based University Programs for the 21st Century. Journal of Studies in International Education. 2015;20(3):223–241. https://doi.org/10.1177/1028315315604718
- Altbach P.G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities. Journal of Studies in International Education. 2007;11(3–4):290–305. https://doi.org/10.1177/1028315307303542
- Богатырева О.Н., Лескина Н.В. Образовательная дипломатия европейских регионов. Tempus et Memoria. 2018;13(3):67–78. URL: https://tempusetmemoria.ru/article/view/3401 (дата обращения: 16.06.2025).
- Ильина Е.А., Поверинов И.Е., Ильина С.В., Хрисанова Е.Г., Щипцова А.В. Управление русскоязычным образованием в Шри-Ланке: проблемы и решения. Интеграция образования. 2025;29(2):214–229. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202502.214-229
- Мунич Д.О. Экспорт образования как фактор развития глобального рынка образования в современных условиях. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024;(3):192–198. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.3.22
- Качян М.А., Куйдина Е.С. Экспорт российского образования в Африку как основа конкурентоспособности экономики в условиях глобализации. Социально-гуманитарные знания. 2021;(5):321–327. URL: https://socgum-journal.ru/upload/iblock/8dd/4ntxijby0a4opogwe7f19z0zh1oxgbb5/С-ГЗ_5-2021.pdf (дата обращения: 11.06.2025).
- Богданова М.В., Бакштановский В.И. Этика науки в университете (опыт коллективной экспертной рефлексии). Ведомости прикладной этики. 2024;(1):114–138. URL: https://old.tyuiu.ru/wpcontent/uploads/2024/03/Vedomosti-prikladnoj-etiki-Vyp-63-2024-1-2.pdf (дата обращения: 11.06.2025).
- Bettie M. Exchange Diplomacy: Theory, Policy and Practice in the Fulbright Program. Place Branding and Public Diplomacy. 2020;16:212–223. https://doi.org/10.1057/s41254-019-00147-1
- Khan M.M., Ahmad R., Fernald L.W. Diplomacy and Education: A Systematic Review of Literature. Global Social Sciences Review. 2020;5(3):1–9. https://doi.org/10.31703/gssr.2020(V-III).01
- Азаренко Ю.А., Синьхуэй Б. «Институт Конфуция» Новосибирского государственного университета: преподавание китайского языка сегодня (на кит. яз.). Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2024;23(4):163–167. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-4-163-167
- Pan S. Confucius Institute Project: China’s Cultural Diplomacy and Soft Power Projection. Asian Education and Development Studies. 2013;2(1):22–33. https://doi.org/10.1108/20463161311297608
- Фофанова К.В., Сычев А.А. К проблеме привлечения иностранных студентов в российские регионы. Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2018;(3). URL: https://svijournal.ru/assets/uploads/2018/12/Фофанова-статья.pdf (дата обращения: 16.06.2025).
- Сычев А.А., Коваль Е.А. Становление и развитие научного этоса: нормотворческие измерения. Вестник КРСУ. 2021;21(6):103–110. URL: https://vestnik.krsu.kg/archive/166/6966 (дата обращения: 16.06.2025).

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.