DOI: 10.15507/1991-9468.029.202503.528-541
EDN: https://elibrary.ru/pqvaoo
УДК 371.1.08:159.9
Профессиональный потенциал учителей старшего поколения: психолого-педагогический аспект
Мазурчук Екатерина Олеговна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования Уральского государственного педагогического университета (620091, Российская Федерация, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2950-8492, Scopus ID: 57160328300, SPIN-код: 6649-9478, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Давыдова Наталия Николаевна
кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Управления научных исследований и проектной деятельности Уральского государственного педагогического университета (620091, Российская Федерация, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6211-6370, Scopus ID: 56442179000, Researcher ID: M-1065-2018, SPIN-код: 4514-4944, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Симонова Алевтина Александровна
доктор педагогических наук, профессор, главный аналитик Управления научных исследований и проектной деятельности Уральского государственного педагогического университета (620091, Российская Федерация, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7785-2776, Scopus ID: 56973967900, Researcher ID: M-1061-2021, SPIN-код: 3634-1732, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Погадаева Дарья Александровна
аналитик 2-й категории Отдела подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Уральского государственного педагогического университета (620091, Российская Федерация, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5932-0936, SPIN-код: 6392-2603, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поддержания профессиональной эффективности педагогов на поздних этапах их педагогической карьеры. В то же время остается малоизученным само определение «профессиональный потенциал учителя старшего поколения» и его психолого-педагогические аспекты. Цель исследования – выявить ключевые характеристики профессионального потенциала учителей старшего поколения и определить критерии его сохранения у данной возрастной группы педагогов.
Материалы и методы. В исследовании применен метод анализа научной литературы по проблеме и метод фокус-групп по обсуждению и уточнению теоретических выводов, в которых приняли участие 80 учителей из разных регионов Российской Федерации, а также 30 представителей научного и делового сообщества в ходе ряда научно-практических конференций Всероссийского и Международного уровня, позволивших выявить структурные компоненты и систематизировать понятия «личностный потенциал», «профессиональный потенциал» и «профессиональный потенциал учителя старшего поколения», которые находятся в морфогенетической зависимости и являются фундаментальными.
Результаты исследования. Установлено, что профессиональный потенциал учителя старшего поколения представляет собой интегративную характеристику, личностные, социальные и педагогические аспекты которой осознанно реализуются в профессиональной деятельности и обеспечивают ее результативность. Критериями оценки выступают субъективная удовлетворенность качеством жизни, устойчивая профессиональная мотивация и готовность к жизнетворчеству. Итоги работы фокус-групп подтвердили соответствие разработанных критериев текущим запросам системы образования и их возможность объективной оценки профессиональных перспектив исследуемой целевой группы.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты обладают значимым прикладным потенциалом и могут быть использованы в качестве методологической основы для создания программ, направленных на актуализацию профессионального потенциала педагогов старшего поколения, а также применены в практике работы специалистов психологических служб и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи при разработке программ комплексного сопровождения данной категории педагогических работников.
Ключевые слова: профессиональный потенциал, учителя старшего поколения, профессиональная эффективность, готовность к жизнетворчеству, профессиональная мотивация, психолого-педагогические характеристики
Финансирование: исследование проводится в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 25-28-01164 (https://rscf.ru/project/25-28-01164/).
Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам, чьи комментарии помогли улучшить структуру и содержание статьи.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мазурчук Е.О., Давыдова Н.Н., Симонова А.А., Погадаева Д.А. Профессиональный потенциал учителей старшего поколения: психолого-педагогический аспект. Интеграция образования. 2025;29(3):528–541. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202503.528-541
Вклад авторов:
Е. О. Мазурчук – осуществление научно-исследовательского процесса; разработка методологии; написание черновика рукописи.
Н. Н. Давыдова – лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; получение финансовой поддержки исследовательского проекта; осуществление научно-исследовательского процесса; написание черновика рукописи.
А. А. Симонова – формулирование идеи исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; административное управление планированием и проведением исследования; написание черновика рукописи.
Д. А. Погадаева – деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; предоставление доступа к необходимым для исследования материалам.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 12.05.2025;
одобрена после рецензирования 30.07.2025;
принята к публикации 04.08.2025.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Остапенко А.А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия. Южно-российский журнал социальных наук. 2013;(4):37–52. URL: https://chsu.kubsu.ru/arhiv/2013_4/2013_4_Ostapenko.pdf (дата обращения: 06.03.2025).
- Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. 2002;(1):56–65. URL: http://institut.smysl.ru/article/16.php (дата обращения: 06.03.2025).
- Леонтьев Д.А. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как? Образовательная политика. 2019;(3):10–16. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/personal-potential (дата обращения: 06.03.2025).
- Рассказов Ф.Д., Катербарг Т.О. Профессиональный потенциал педагога как педагогическая категория. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013;(1):132–140. URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2013/2013_1.pdf (дата обращения: 06.03.2025).
- Егорова А.Ю. Сущностная характеристика педагогического потенциала как ведущего показателя успешности разработки и практического применения индивидуальных образовательных траекторий. Педагогический журнал. 2023;13(5А):138–144. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2023-5/a16-egorova.pdf (дата обращения: 06.03.2025).
- Марков В.Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности. Мир психологии. 2000;(1):250–262.
- Киселева О.О., Позднякова О.М. Педагогический потенциал культуры – фактор профессионального становления специалиста. Человек и образование. 2008;(4):3–6. https://elibrary.ru/kwgisp
- Савенков А.И., Романова М.А. Основные факторы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2009;(7):234–238. https://elibrary.ru/kyrnhd
- Ушачев В.П., Уметбаев З.М. Развитие профессионально-педагогического потенциала педагога в процессе инновационной деятельности. Сибирский педагогический журнал. 2011;(2):24–31. https://elibrary.ru/nyewdd
- Gelmez Burakgazi S., Reiss M.J. Perceptions of Sustainability among Children and Teachers: Problems Revealed via the Lenses of Science Communication and Transformative Learning. Sustainability. 2024;16(11):4742. https://doi.org/10.3390/su16114742
- Давыдова Н.Н., Симонова А.А., Мазурчук Е.О., Погадаева Д.А. Социальные, психологические и педагогические детерминанты профессионального долголетия педагогов: мнения и смыслы. Образование и наука. 2025;27(6):55–97. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-55-97
- Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Меерсон А.С., Фан Ч.К. Влияние учебно-профессиональной жизнестойкости на субъективное благополучие студентов социономического профиля: роль стилей совладания. Образование и наука. 2023;25(9):118–155. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-118-155
- Ланцев В.Л. Прогнозирование поведения педагогов в условиях трансформации системы образования на основе диспозиционной концепции личности В. А. Ядова. Среднерусский вестник общественных наук. 2019;14(4):242–261. https://elibrary.ru/lbjhlw
- Abdullah A.S., Ismail S.N. A Structural Equation Model Describes Factors Contributing Teachers’ Job Stress in Primary Schools. International Journal of Instruction. 2019;12(1):1251–1262. https://doi.org/10.29333/iji.2019.12180a
- Nwoko J.C., Emeto T.I., Malau-Aduli A.E.O., Malau-Aduli B.S. A Systematic Review of the Factors that Influence Teachers’ Occupational Wellbeing. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023;20(12):6070. https://doi.org/10.3390/ijerph20126070
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.