Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202503.507-527

EDN: https://elibrary.ru/iiovji

УДК 37.013; 376

 

Педагоги общеобразовательных организаций и родители нормотипичных обучающихся: сравнительный анализ инклюзивных диспозиций

Кантор Виталий Зорахович
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9700-7887, Scopus ID: 57197712404, Researcher ID: Y-6834-2018, SPIN-код: 4278-5233, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кондракова Ирина Эдуардовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8123-740X, Scopus ID: 57320997700, SPIN-код: 3807-4640, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Проект Юлия Львовна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1914-9118, Scopus ID: 57197748967, Researcher ID: D-9792-2017, SPIN-код: 5532-5143, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Антропов Александр Петрович
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры олигофренопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5877-4437, Scopus ID: 57220105548, Researcher ID: X-8601-2019, SPIN-код: 6566-1900, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Институционализация инклюзивного образования определяет новый контекст рассмотрения вопросов школьно-семейного сотрудничества, актуализируя задачи выстраивания комплементарного взаимодействия между педагогами общеобразовательных организаций и родителями не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и нормотипичных обучающихся. Поскольку оптимизация школьно-родительских отношений требует перехода к ценностно-смысловому взаимодействию, базисом взаимодействия педагогов и родителей в условиях инклюзивного образования должны служить субъективные ценности и смыслы, связываемые теми и другими с инклюзией и воплощающиеся в их инклюзивных диспозициях. Однако инклюзивные диспозиции педагогов общеобразовательных организаций и родителей нормотипичных школьников до настоящего времени не становились предметом специального сравнительного изучения. Цель исследования – выявить общее и специфическое в инклюзивных диспозициях этих участников инклюзивных образовательных отношений.
Материалы и методы. Респондентами в исследовании выступили 759 педагогов общеобразовательных организаций и 701 родитель нормотипичных школьников из семи федеральных округов Российской Федерации. Использовались авторские и адаптированные диагностические инструменты: методика самоидентификации инклюзивных диспозиций педагога, шкала измерения установок в отношении инклюзивного образования Ф. Вильченски и опросник профессиональных диспозиций.
Результаты исследования. На фоне обнаруженных достоверных сдвигов в оценках педагогами собственных инклюзивных диспозиций и их представленности у большинства других педагогов, а также в оценках родителями инклюзивных диспозиций большинства педагогов и идеальных педагогов факторный анализ фиксирует у педагогов и родителей нормотипичных обучающихся сходную латентную структуру инклюзивных диспозиций и установок в отношении инклюзивного образования, в том числе в аспекте его сравнительной приемлемости для детей с разными видами нарушений в развитии. При наличии дифференцирующего влияния социально-демографических переменных имеется ценностно-смысловое ядро, единое для педагогов и родителей нормотипичных обучающихся как участников инклюзивных образовательных отношений, и именно эта зона общности инклюзивных диспозиций определяет реальное ценностно-смысловое пространство их взаимодействия.
Обсуждение и заключение. Материалы исследования могут быть востребованы руководителями и педагогами инклюзивных образовательных организаций, а также представителями общественного движения родителей обучающихся в целях оптимизации практики школьно-семейного партнерства в условиях институционализации инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивные диспозиции, педагоги общеобразовательных организаций, родители нормотипичных обучающихся, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, школьно-семейное взаимодействие

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения России в рамках государственного задания по теме «Сравнительный анализ инклюзивных диспозиций педагогов общеобразовательных организаций» (проект № VRFY-2025-0014).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кантор В.З., Кондракова И.Э., Проект Ю.Л., Антропов А.П. Педагоги общеобразовательных организаций и родители нормотипичных обучающихся: сравнительный анализ инклюзивных диспозиций. Интеграция образования. 2025;29(3):507–527. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202503.507-527

Вклад авторов:
В. З. Кантор – формирование замысла исследования; разработка методологии исследования; критический анализ черновика рукописи.
И. Э. Кондракова – осуществление научно-исследовательского процесса.
Ю. Л. Проект – применение статистических, математических, вычислительных методов для анализа данных исследования; визуализация результатов исследования и полученных данных.
А. П. Антропов – написание черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 08.06.2025;
одобрена после рецензирования 02.07.2025;
принята к публикации 07.07.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Delgado-Galindo P., Torres-Gordillo J.-J., Rodríguez-Santero J. Parent – School – Community Relationship: A Comparative Study of Highly Effective Schools and Schools with Low Effectiveness in Andalusia. London Review of Education. 2024;22(1):5. https://doi.org/10.14324/LRE.22.1.05
  2. Zhenxiong L., Sirathanakul K., Dou W., Ting L., Lushan L. Effective Interaction and Continuous Meetings among Student – Teacher – Parent for Improving the Quality of Education for Primary School Students. Journal of Lifestyle and SDGs Review. 2025;5(1):e04574. https://doi.org/10.47172/2965-730X.SDGsReview.v5.n01.pe04574
  3. Жадько Н.В., Безруких М.М. Взаимодействие педагога и родителя: причины проблем и варианты их решения. Отечественная и зарубежная педагогика. 2023;1(6):37–48. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2023-96-37-48
  4. Pennington S.E., Tang J.H., Divoll K., Correll P. A Scoping Literature Review on Parent Interactions with Teachers and School Environments at the Middle Level. Education Sciences. 2024;14(12):1364. https://doi.org/10.3390/educsci14121364
  5. Бурова В.С. Современная модель оптимизации взаимодействия педагогов и родителей обучающихся начальной школы. Высшее образование сегодня. 2023;(4):81–85. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.23.04.P.081
  6. Ma T., Tellegen C.L., Sanders M.R. The Role of Parenting Self-Efficacy on Teacher – Child Relationships and Parent – Teacher Communication: Evidence from an Australian National Longitudinal Study. Journal of School Psychology. 2024;103:101296. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2024.101296
  7. Васильева И.Д. Институционализация инклюзивного образования. Восточный вектор: история, общество, государство. 2024;(3):30–35. https://doi.org/10.18101/2949-1657-2024-3-30-35
  8. Štech S., Smetáčková I. Teacher and Parental Views on Inclusive Education Policy Lending in the Czech Republic. European Journal of Education. 2023;58(2):233–244. https://doi.org/10.1111/ejed.12557
  9. Исаев И.Ф., Судакова С.С. Ценностно-смысловое взаимодействие как педагогическая категория. Проблемы современного педагогического образования. 2022;(77–2):199–202. URL: https://clck.ru/3NF5XX (дата обращения: 27.04.2025).
  10. Кантор В.З., Проект Ю.Л., Антропов А.П., Кондракова И.Э. Педагогическое образование как сфера формирования инклюзивных диспозиций учителя. Образование и наука. 2023;25(10):12–44. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-12-44
  11. Хитрюк В.В., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Работа педагога с родителями в условиях инклюзивного образования. Научный диалог. 2017;(8):426–439. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-426-439
  12. Holavins A., Lebedev D. Subjectivity of Disempowerment: Evidence from Parental Attitudes towards Inclusive Education in Post-Soviet Countries. Children and Youth Services Review. 2023;154:107120. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2023.107120
  13. Dodur H.M.S., Yüzbaşioğlu Y. Parental Influence on Preschoolers’ Acceptance of Peers with Special Needs: The Mediating Role of Inclusion Attitudes. Children and Youth Services Review. 2025;170:108139. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2025.108139
  14. Косикова Л.В. Инклюзивное образование: отношение родителей и педагогов к инклюзивному образованию. Северо-Кавказский психологический вестник. 2009;7(1):69–73. https://elibrary.ru/rcfjwt
  15. Page A., Berman J., Serow P. Parent and Teacher Attitudes towards Inclusive Education in Nauru. Australasian Journal of Special and Inclusive Education. 2020;44(2):116–128. https://doi.org/10.1017/jsi.2020.10
  16. Kurniati D., Zamroni E., Utomo S., Lestari I., Mirana A.E. Research Trends on Parental Involvement in Inclusive Education and its Implications for Inclusive Education Programs: A Bibliometric Analysis. Qalamuna: Jurnal Pendidikan, Sosial, dan Agama. 2025;17(1):43–62. https://doi.org/10.37680/qalamuna.v17i1.6438
  17. Mann G., Kennedy-Wood L., Gilmore L. The Role of Parents in Facilitating Safe, Quality, Inclusive Education for Students with Intellectual Disabilities: The Position of the Disability Royal Commission. Research and Practice in Intellectual and Developmental Disabilities. 2024;11(1):107–120. https://doi.org/10.1080/23297018.2024.2337756
  18. Hanssen N.B., Erina I. Parents’ Views on Inclusive Education for Children with Special Educational Needs in Russia. European Journal of Special Needs Education. 2022;37(5):761–775. https://doi.org/10.1080/08856257.2021.1949092
  19. Hyassat M., Al-Bakar A., Al-Makahleh A., Al-Zyoud N. Special Education Teachers’ Perceptions of Parental Involvement in Inclusive Education. Education Sciences. 2024;14(3):294. https://doi.org/10.3390/educsci14030294
  20. Jorban M., Cachón-Zagalaz J., Mecías-Calvo M., Navarro-Patón R. Facilitators of and Barriers to Inclusive Education in the Arab Community of Israel: The Parents’ Perspective. Education Sciences. 2024;14(5):525. https://doi.org/10.3390/educsci14050525
  21. Koskela T., Sinkkonen H.M. Parental Involvement in Supporting Their Children in Inclusive Education: Cooperation with School Professionals in Finland. Cogent Education. 2025;12(1):2464272. https://doi.org/10.1080/2331186X.2025.2464272
  22. Gao C., Katsapi E. Predictors of Parental Attitudes towards Inclusion in China. Cambridge Educational Research e-Journal. 2023;10:133–145. https://doi.org/10.17863/CAM.104599
  23. Foteini C., Dimitrios S., Panagoula P., Vlotinou P. Attitudes of Parents of Children with Disabilities towards Inclusion. European Journal of Special Education Research. 2023;9(2):34–45. https://doi.org/10.46827/ejse.v9i2.4749
  24. Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф., Хитрюк В.В. Отношение родителей к образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра. Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2020;(1):122–133. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-122-133
  25. Er-rida S., Zaidouni A., Mafhoum M., Oubibi M., Alami M.H., Alaoui A. Inclusive Education: Exploring Parental Aspirations for Children with Down Syndrome in Regular Schools. The Open Psychology Journal. 2024;17:e18743501311174. https://doi.org/10.2174/0118743501311174240906104333
  26. Sultana R., Hameed A. Parental Attitudes towards Educational Placement of Their Children with Intellectual Disabilities in Regular Schools. Journal of Asian Development Studies. 2024;13(1):198–207. https://doi.org/10.62345/jads.2024.13.1.17
  27. Liu X., Potmesil M. A Review of Research on the Development of Inclusive Education in Children with Special Educational Needs Over the Past 10 Years: A Visual Analysis Based on CiteSpace. Frontiers in Education. 2025;9:1475876. https://doi.org/10.3389/feduc.2024.1475876
  28. Деточенко Л.С., Гутерман Л.А. Отношение родителей к инклюзивным процессам. Человек. Общество. Инклюзия. 2023;14(1):27–37. URL: https://rgust.ru/otnoshenie-roditelej-k-inklyuzivnym-protsessam/ (дата обращения: 07.04.2025).
  29. Федина Л., Волосникова Л., Игнатжева С., Брук Ж. Отношение родителей к инклюзивному образованию: кейс сибирской школы. Журнал исследований социальной политики. 2023;21(4):723–734. https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-4-723-734
  30. Simón C., Martínez-Rico G., McWilliam R.A., Cañadas M. Attitudes toward Inclusion and Benefits Perceived by Families in Schools with Students with Autism Spectrum Disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2023;53:2689–2702. https://doi.org/10.1007/s10803-022-05491-5
  31. Albuquerque C., Pinto I., Ferrari L. Attitudes of Parents of Typically Developing Children towards School Inclusion: The Role of Personality Variables and Positive Descriptions. European Journal of Special Needs Education. 2019;34(3):369–382. https://doi.org/10.1080/08856257.2018.1520496
  32. Zhang Q., Hayes J., TeHau-Grant R., Skeoch R., France L., Jiang K., et al. Positioning Dispositions in Initial Teacher Education: An Action Research Approach. Australian Journal of Teacher Education. 2022;47(4). https://doi.org/10.14221/ajte.2022v47n4.3
  33. Репринцева Г.А. Профессионально-личностная направленность педагога как система диспозиций. Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2012;(12):1928. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1928.htm (дата обращения: 07.04.2025).
  34. Казанцева Е.В., Бородовская Ю.В. Профессиональные диспозиции как предиктор структурного описания особенностей трудового поведения. Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2024;(3):57–60. https://elibrary.ru/hugbqe
  35. Башманова Е.Л. Опыт исследования образовательных запросов родителей к школе. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019;(2):98–107. URL: https://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/142 (дата обращения: 05.04.2025).
  36. Qian Fu W., Xie Y., Li R., He X. General Teachers’ Attitude toward Inclusive Education in Yunnan Province in China. International Journal of Psychology and Psychoanalysis. 2021;7(1):052. https://doi.org/10.23937/2572-4037.1510052
  37. Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивные диспозиции и компетенции педагогов общеобразовательных организаций: проблемы взаимосвязи. Интеграция образования. 2024;28(3):384–399. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.384-399
  38. Кантор В.З., Проект Ю.Л., Кондракова И.Э., Кошелева А.Н., Луговая В.Ф., Хороших В.В. Инклюзивные диспозиции педагогов общеобразовательных организаций: социально-профессиональный контекст. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2023;(4):184–204. https://doi.org/10.35231/18186653_2023_4_184
  39. Искакова Б.С., Присяжнюк Д.И., Зангиева И.К. Установки родителей и учителей к инклюзивному образованию в России и Казахстане: сравнительный анализ. Мир России. 2023;32(2):30–51. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-2-30-51
  40. Ainscow M. Promoting Inclusion and Equity in Education: Lessons from International Experiences. Nordic Journal of Studies in Educational Policy. 2020;6(1):7–16. https://doi.org/10.1080/20020317.2020.1729587
  41. Dukmak S.J., Gharaibeh M., Alkhatib R.N., Ijha M.A. The Attitudes of Parents of Typically Developing Students towards Including Students with Disabilities in Mainstream Classrooms in the United Arab Emirates. Journal of Research in Special Educational Needs. 2023;23(4):323–334. https://doi.org/10.1111/1471-3802.12603
  42. Alsulami B., Ault M. Short Report: Parents’ Perspectives on Inclusive Schools for Students with Disabilities in Saudi Arabia. Research in Developmental Disabilities. 2024;151:104786. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2024.104786
  43. Florian L., Black-Hawkins K. Exploring Inclusive Pedagogy. British Educational Research Journal. 2011;37(5):813–828. https://doi.org/10.1080/01411926.2010.501096

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License