Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202503.445-460

EDN: https://elibrary.ru/oramij

УДК 004.9:004.82-57.874

 

Концепция цифровизации учета персональных достижений школьников

Зайдуллин Сергей Сагитович
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8285-9817, Scopus ID: 57563500700, SPIN-код: 4507-3127, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Новикова Светлана Владимировна
доктор технических наук, профессор кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8207-1010, Scopus ID: 57203542635, Researcher ID: В-6505-2017, SPIN-код: 4768-6518, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Необходимость формирования цифрового портфолио достижений школьника подчеркивается родителями, сотрудниками школьной администрации, а также представителями профильных федеральных ведомств. Гражданское общество способно предложить государственным органам власти разные варианты цифровизации учета персональных достижений школьников, что позволит ускорить реализацию планов министерства и увеличить степень соответствия системы реальным потребностям населения. Цель исследования – разработать концепцию информационного учета персональных достижений школьников на основе всестороннего анализа потребностей общества.
Материалы и методы. Исследование осуществлено на основе сведений, полученных путем целенаправленного поиска и извлечения релевантных документов из разнородных источников информации. Для дальнейшей обработки применены методы анализа текстовых документов: экспертная оценка текста, интент-анализ и контент-анализ. Значимые факторы выявлены с помощью средств факторного анализа с применением эмпирических индикаторов и описательной статистики. Результаты формировались с помощью статистического сравнения средних и статистической визуализации.
Результаты исследования. Сформирован перечень заинтересованных сторон системы: школьники, их родители, работники образовательных учреждений, государственные образовательные структуры, вузы и ссузы, а также организаторы тематических конкурсов и олимпиад. Проведен анализ достижений учащихся, на основании которого выделен набор релевантных данных для хранения в системе. Сделан вывод об общем снижении количества достижений с ростом возраста обучаемых. Установлен перечень функциональных требований к информационной системе учета персональных достижений школьников. Разработана концепция создания полноценной и полнофункциональной информационной системы, варианта «цифрового портфолио учащегося», отвечающего требованиям всех заинтересованных сторон.
Обсуждение и заключение. Предложенная информационная система учета персональных достижений школьников позволит сформировать персональную траекторию образования учащегося, автоматизировать систему отчетности общеобразовательных школ по внеучебным достижениям, а также поможет вузам и ссузам в профориентации потенциальных абитуриентов. Практическая значимость статьи заключается в разработке рекомендаций по созданию системы учета достижений школьников, ее модулям и внедрению; будет полезна педагогам и осслужащим.

Ключевые слова: персональные достижения школьника, внеучебные достижения, внешкольная активность, цифровое портфолио, учет достижений, информационная система учета

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зайдуллин С.С., Новикова С.В. Концепция цифровизации учета персональных достижений школьников. Интеграция образования. 2025;29(3):445–460. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202503.445-460

Вклад авторов:
С. С. Зайдуллин – формулирование идеи исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; разработка методологии исследования; административное управление планированием и проведением исследования; проверка воспроизводимости результатов экспериментов и исследования в рамках основных или дополнительных задач работы; написание черновика рукописи.
С. В. Новикова – деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; применение статистических методов для анализа или синтеза данных исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; визуализация результатов исследования; написание черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 05.12.2024;
одобрена после рецензирования 10.02.2025;
принята к публикации 17.02.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Hamidi F., Meshkat M., Rezaee M., Jafari M., Information Technology in Education. Procedia Computer Science. 2011;3:369–373. https://doi.org/10.1016/j.procs.2010.12.062
  2. Novikova S.V., Sosnovsky S.A., Yakhina R.R., Valitova N.L., Kremleva E.Sh. The Specific Aspects of Designing Computer-Based Tutors for Future Engineers in Numerical Methods Studying. Integration of Education. 2017;21(2):322–343. https://doi.org/10.15507/1991-9468.087.021.201702.322-343
  3. Goncharova V.V., Maslova E.G., Minasyan E.T. Massive Open Online Courses as an Integrating Tool in Traditionally Taught Courses. Modern Pedagogical Education. 2023;(1):108–111. URL: https://clck.ru/3N7GNS (дата обращения: 12.10.2024).
  4. Дейнеко Т.А., Епанчинцева О.Л., Родюков А.В. Электронное расписание в вузе на базе «1С: Автоматизированное составление расписания. Университет» на примере Омского государственного университета. Информатика и образование. 2021;(2):33–40. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-2-33-40
  5. Bordel Sánchez B., Alcarria R., Robles T., Automated Activity Scheduling Tools for Improving Learning and Evaluation of Cybersecurity Competencies in Computer Engineering Courses. International Journal: Emerging Technologies in Learning (iJET). 2023;18(08):4–25. https://doi.org/10.3991/ijet.v18i08.34879
  6. Snegurenko A.P., Zaydullin S.S., Novikova S.V., Valitova N.L., Kremleva E.S. Technology of Multilevel Interuniversity Indicators as a Factor for Increasing Academic Mobility. Experience Based on Russian Federal Educational Standards. Integration of Education. 2022;26(1):55–71. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.055-071
  7. Dee D. Paperless Teaching: Automation of the Elementary School Turnaround Document. Educational Technology. 2004;44(1):34–39. URL: http://www.jstor.org/stable/44428873 (дата обращения: 12.10.2024).
  8. Suárez Lantarón B., Deocano Ruiz Y., García-Perales N., Castillo Reche I. The Educational Use of WhatsApp. Sustainability. 2022;14(17):10510. https://doi.org/10.3390/su141710510
  9. Moyano Dávila C., Tabilo I., Vera-Muñoz M.I., Alarcón Arcos S. Normative Becoming in the Digital Sphere: WhatsApp Parents’ Groups in Chilean Education. Education Policy Analysis Archives. 2023;31. https://doi.org/10.14507/epaa.31.7907
  10. Крашенинникова А.Е., Покусина Л.А. Цифровое портфолио как инструмент оценивания результатов учебной деятельности в общеобразовательной деятельности. Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2020;(2):29–31. URL: http://i-journal.net/jdoc/apc_27.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
  11. Marinho P., Fernandes P., Pimentel F. The Digital Portfolio as an Assessment Strategy for Learning in Higher Education. Distance Education. 2021;42(2):253–267. https://doi.org/10.1080/01587919.2021.1911628
  12. Панюкова С.В., Есенина Н.Е. Электронный портфолио ученика. Информатика и образование. 2007;(2):85–86. https://elibrary.ru/hyoewd
  13. Бурняшов Б.А. Электронное портфолио в учреждениях высшего образования России. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018;7(3):62–65. https://elibrary.ru/ybcylz
  14. Василекина О.М. Цифровое портфолио как необходимая часть технологии цифрового двойника студента. Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2023;(4):74–80. URL: https://www.vgsa.ru/nir/ivgsa/numbers/2023-num4.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
  15. Domene-Martos S., Rodríguez-Gallego M., Caldevilla-Domínguez D., Barrientos-Báez A. The Use of Digital Portfolio in Higher Education before and during the COVID-19 Pandemic. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(20):10904. https://doi.org/10.3390/ijerph182010904
  16. Иманова О.А. Освоение технологии электронного портфолио будущими педагогами-тьюторами в условиях дистанционного обучения. Информатика и образование. 2021;(7):46–53. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-7-46-53
  17. Serna L.R., Nakandala D., Bowyer D. Stakeholder Identification and Prioritization: The Attribute of Dependency. Journal of Business Research. 2022;148:444–455. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2022.04.062
  18. Грабарь В.В., Салмаков М.М. Анализ заинтересованных сторон проекта: методология, методика, инструменты. Ars Administrandi. 2014;(2):36–44. URL: https://ars-administrandi.com/index.php/arsadm/article/view/154 (дата обращения: 12.10.2024).
  19. Jalali Sohi A., Bosch-Rekveldt M., Hertogh M., Four Stages of Making Project Management Flexible: Insight, Importance, Implementation and Improvement. Organization, Technology and Management in Construction: An International Journal. 2020;12(1):2117–2136. https://doi.org/10.2478/otmcj-2020-0008
  20. Гошин М.Е., Пинская М.А., Григорьев Д.С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа. Социологические исследования. 2021;(5):70–83. https://doi.org/10.31857/S013216250012685-6
  21. Kantova K. Parental Involvement and Education Outcomes of Their Children. Applied Economics. 2024;56(48):5683–5698. https://doi.org/10.1080/00036846.2024.2314569
  22. Chakraborty S., Banerjee D.K. A Review of Brain Cancer Detection and Classification Using Artificial Intelligence and Machine Learning. Journal of Artificial Intelligence and Systems. 2024;6:146–178. https://doi.org/10.33969/AIS.2024060111
  23. Mukhamediev R.I., Popova Y., Kuchin Y., Zaitseva E., Kalimoldayev A., Symagulov A., et al. Review of Artificial Intelligence and Machine Learning Technologies: Classification, Restrictions, Opportunities and Challenges. Mathematics. 2022;10(15):2552. https://doi.org/10.3390/math10152552
  24. Скрыпников А.В. Денисенко В.В. Хитров Е.Г. Евтеева К.С. Савченко И.И. Распознавание рукописного текста с использованием нейронных сетей. Современные наукоемкие технологии. 2021;(6):91–95. https://doi.org/10.17513/snt.38703
  25. Vassar M., Matthew H. The Retrospective Chart Review: Important Methodological Considerations. Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2013;10:12. https://doi.org/10.3352/jeehp.2013.10.12
  26. Безруких М.М., Параничева Т.М., Адамовская О.Н., Макарова Л.В. Организация режима, учебной и внеучебной нагрузки школьников в разных регионах России. Новые исследования. 2019;(4):98–110. URL: https://irzar.ru/storage/2023/10/93.pdf (дата обращения: 12.10.2024).
  27. Jägerbrink V., Glaser J., Östenberg A.H. Extracurricular Pulse Activities in School: Students’ Attitudes and Experiences. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022;19(22):15051. https://doi.org/10.3390/ijerph192215051
  28. Meneses B., Varajão J., A Framework of Information Systems Development Concepts. Business Systems Research Journal. 2022;13:84–103. https://doi.org/10.2478/bsrj-2022-0006

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License