Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202503.422-444

EDN: https://elibrary.ru/lglogh

УДК 378.1

 

Интеграция навыков и образования для повышения индивидуальной продуктивности

Коршунов Илья Алексеевич
кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник, заместитель директора Лаборатории непрерывного образования взрослых Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (101000, Российская Федерация, г. Москва, Покровский б-р, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0706-0308, Scopus ID: 57201132401, Researcher ID: Q-8721-2018, SPIN-код: 5543-7218, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ерегина Анна Геннадьевна
кандидат социологических наук, научный сотрудник Лаборатории непрерывного образования взрослых Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (101000, Российская Федерация, г. Москва, Покровский б-р, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0009-0008-4630-8453, Researcher ID: JMQ-4089-2023, SPIN-код: 7714-7570, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Андронов Иван Алексеевич
аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (101000, Российская Федерация, г. Москва, Покровский б-р, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4924-1182, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Несмотря на доступ к современным технологиям, проблема производительности труда в Российской Федерации не решена в полной мере. В связи с этим определение групп навыков как результата научно-педагогической деятельности, обучение которым приоритетно для увеличения продуктивности существующих и вновь создаваемых рабочих мест, приобретает актуальность. Цель исследования – выявление комплекса навыков, развитие которых влияет на производительную трудовую деятельность индивида; идентификация высокопроизводительных менеджериальных практик на рабочем месте, позволяющих качественно повышать индивидуальную продуктивность работника.
Материалы и методы. Был осуществлен анализ зарубежных и отечественных данных теоретических и эмпирических исследований навыков, освоение которых доказательно влияет на продуктивность.
Результаты исследования. Выявлены 4 области наиболее актуальных групп навыков, обучение которым приводит к росту индивидуальной продуктивности: навыки высокотехнологичного рабочего места, связанные с выбором и освоением инноваций и новых технологий; навыки управления социально-эмоциональным и психологическим состоянием; навыки менеджмента социальной среды (предприятия) по организации высокопроизводительной рабочей системы; предпринимательские навыки (агентности) формирования нового поля стратегического действия, предполагающего координацию вокруг собственного проекта других людей, привлекаемых для его реализации. Представлены высокопроизводительные менеджериальные практики, способствующие развитию всех групп навыков.
Обсуждение и заключение. Анализ индивидуальной продуктивности показал сложность состава навыков и предусматривает взаимодействие, в результате которого их развитие должно включать обучение всем группам навыков: когнитивным, профессиональным, надпрофессиональным, «зеленым», предпринимательским. Особое внимание стоит уделять регулированию социально-эмоционального состояния, формирование которого зависит от внутренних причин индивида и навыков создателей социальных полей стратегического действия.

Ключевые слова: продуктивность, образование, профессиональные и надпрофессиональные навыки, менеджмент организации, стратегическое действие

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Коршунов И.А., Ерегина А.Г., Андронов И.А. Интеграция навыков и образования для повышения индивидуальной продуктивности. Интеграция образования. 2025;29(3):422–444. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202503.422-444

Вклад авторов:
И. А. Коршунов – лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; формулирование целей и задач исследования; критический анализ черновика рукописи.
А. Г. Ерегина – осуществление научно-исследовательского процесса; написание черновика рукописи; критический анализ черновика рукописи.
И. А Андронов – осуществление научно-исследовательского процесса; написание черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.01.2025;
одобрена после рецензирования 29.04.2025;
принята к публикации 06.05.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Shrotryia V.K., Singh S.V.P. Measuring Progress beyond GDP: A Theoretical Perspective. Emerging Economy Studies. 2021;6(2):143–165. https://doi.org/10.1177/2394901520983784
  2. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Мирошников М.С. Экспорт дополнительных профессиональных образовательных программ: навыки и технологии (на примере аграрных университетов). Интеграция образования. 2019;23(4):518–540. https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.518-540
  3. Eggenberger C., Janssen S., Backes-Gellner U. The Value of Specific Skills under Shock: High Risks and High Returns. Labour Economics. 2022;78:102187. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2022.102187
  4. Chatterjee S., Chaudhuri R., Vrontis D., Giovando G. Digital Workplace and Organization Performance: Moderating Role of Digital Leadership Capability. Journal of Innovation & Knowledge. 2023;8(1):100334. https://dx.doi.org/10.1016/j.jik.2023.100334
  5. Рязанцева М.В. Развитие цифровых компетенций как источник роста производительности труда. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(6):77–85. https://elibrary.ru/esuyhb
  6. Korshunov I., Lubnikov S., Miroshnikov M., Tyunin A. Problem Solving and Formal, Nonformal, and Informal Learning of Russian Employees (Based on PIAAC Data). Adult Education Quarterly. 2023;73(2):197–219. https://doi.org/10.1177/07417136221113577
  7. Коршунов И.А., Лубников С.В., Ширкова Н.Н. Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач. Образование и наука. 2023;25(6):166–192. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-166-192
  8. Barrera-Osorio F., Kugler A., Silliman M. Hard and Soft Skills in Vocational Training: Experimental Evidence from Colombia. The World Bank Economic Review. 2023;37(3):409–436. https://doi.org/10.1093/wber/lhad007
  9. Vittadini G., Sturaro C., Folloni G. Non-Cognitive Skills and Cognitive Skills to Measure School Efficiency. Socio-Economic Planning Sciences. 2022;81:101058. https://dx.doi.org/10.1016/j.seps.2021.101058
  10. Рожкова К.В., Рощин С.Ю. Влияние некогнитивных характеристик на выбор траекторий в высшем образовании: взгляд экономистов. Вопросы образования. 2021;(3):138–167. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-138-167
  11. Borghans L., Ter Weel B., Weinberg B.A. Interpersonal Styles and Labor Market Outcomes. Journal of Human Resources. 2008;43(4):815–858. https://doi.org/10.1353/jhr.2008.0029
  12. Conti G., Galeotti A., Müller G., Pudney S. Popularity. Journal of Human Resources. 2013;48(4):1072–1094. https://doi.org/10.3368/jhr.48.4.1072
  13. Kuhn P., Weinberger C. Leadership Skills and Wages. Journal of Labor Economics. 2005;23(3):395–436. https://doi.org/10.1086/430282
  14. Рожкова К.В. Отдача от некогнитивных характеристик на российском рынке труда. Вопросы экономики. 2019;(11):81–107. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-11-81-107
  15. Peifer C., Wolters G., Harmat L., Heutte J., Tan J., Freire T., et al. A Scoping Review of Flow Research. Frontiers in Psychology. 2022;13:815665. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.815665
  16. Tse D., Nakamura J., Csikszentmihalyi M. Flow Experiences across Adulthood: Preliminary Findings on the Continuity Hypothesis. Journal of Happiness Studies. 2022;23(3):2517–2540. https://doi.org/10.1007/s10902-022-00514-5
  17. Kotler S., Mannino M., Kelso S., Huskey R. First Few Seconds for Flow: A Comprehensive Proposal of the Neurobiology and Neurodynamics of State Onset. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2022;143:104956. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2022.104956
  18. Kobayashi K., Hsu M. Common Neural Code for Reward and Information Value. Psychological and Cognitive Sciences. 2019;116(26):13061–13066. https://doi.org/10.1073/pnas.1820145116
  19. Naseer S., Chughtai M.S., Syed F. Do High-Performance Work Practices Promote an Individual’s Readiness and Commitment to Change? The Moderating Role of Adaptive Leadership. Journal of Organizational Change Management. 2023;36(6):899–916. https://doi.org/10.1108/JOCM-02-2023-0036
  20. Tawk C.J. Effects of High-Performance Work Practices (HPWPs) on Employee Performance: A Review Article. Journal of Human Resource and Sustainability Studies. 2021;9(3):397–412. https://doi.org/10.4236/jhrss.2021.93025
  21. Cerasoli C.P., Alliger G.M., Donsbach J.S., Mathieu J.E., Tannenbaum S.I., Orvis K.A. Antecedents and Outcomes of Informal Learning Behaviors: A Meta-Analysis. Journal of Business and Psychology. 2018;33:203–230. https://doi.org/10.1007/s10869-017-9492-y
  22. Obeng A.F., Zhu Y., Quansah P.E., Ntarmah A.H., Cobbinah E. High-Performance Work Practices and Turnover Intention: Investigating the Mediating Role of Employee Morale and the Moderating Role of Psychological Capital. SAGE Open. 2021;11(1). https://doi.org/10.1177/2158244020988557
  23. Hauff S., Felfe J., Klug K. High-Performance Work Practices, Employee Well-Being, and Supportive Leadership: Spillover Mechanisms and Boundary Conditions between HRM and Leadership Behavior. The International Journal of Human Resource Management. 2022;33(10):2109–2137. https://doi.org/10.1080/09585192.2020.1841819
  24. Saks A. Caring Human Resources Management and Employee Engagement. Human Resource Management Review. 2021;32(3):100835. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2021.100835
  25. Stanford V., Barna S., Gupta D., Mortimer F. Teaching Skills for Sustainable Health Care. The Lancet Planetary Health. 2023;7(1);e64–e67. https://doi.org/10.1016/S2542-5196(22)00330-8
  26. Škare M., Blanco-Gonzalez-Tejero C., Crecente F., del Val M.T. Scientometric Analysis on Entrepreneurial Skills-Creativity, Communication, Leadership: How Strong is the Association? Technological Forecasting and Social Change. 2022;182:121851. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2022.121851
  27. Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи. Вопросы образования. 2022;(1):116–137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-116-137
  28. Van den Hout J.J., Davis O.C. Promoting the Emergence of Team Flow in Organizations. International Journal of Applied Positive Psychology. 2021;7:143–189. https://doi.org/10.1007/s41042-021-00059-7
  29. Skalli D., Charkaoui A., Cherrafi A., Shokri A., Garza-Reyes J.A., Antony J. Analysis of Factors Influencing Circular-Lean-Six Sigma 4.0 Implementation Considering Sustainability Implications: An Exploratory Study. International Journal of Production Research. 2024;62(11):3890–3917. https://doi.org/10.1080/00207543.2023.2251159
  30. Shi L., Van Veldhoven M., Kooij D., Van De Voorde K., Karanika-Murray M. High-Performance Work Systems and Individual Performance: A Longitudinal Study of the Differential Roles of Happiness and Health Well-Being. Frontiers in Psychology. 2024;14:1261564. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1261564
  31. Ксенофонтова Е.Г. «Система высокой производительности труда»: трудности и позитивный опыт организаций разных стран. Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2023;29(4):125–148. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-4-125-148

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License