Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202503.402-­421

EDN: https://elibrary.ru/ovwagf

УДК 378.111

 

Инфраструктурная среда проектного обучения в российских вузах: взгляд экспертов

Певная Мария Владимировна
доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3591-1181, Scopus ID: 57200641582, Researcher ID: AAA-6886-2019, SPIN-код: 6641-3094, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шуклина Елена Анатольевна
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6478-4332, Scopus ID: 6603641875, Researcher ID: E-6113-2014, SPIN-код: 1190-6779, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тарасова Анна Николаевна
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9448-2893, Scopus ID: 57201826388, Researcher ID: B-1811-2017, SPIN-код: 1228-4836, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Внедрение проектного обучения в российские вузы характеризуется неоднородностью, связанной с разными стартовыми возможностями и стратегиями его реализации. Эффективность инфраструктуры проектного обучения невозможно проанализировать в связи с дефицитом исследований по данной тематике. Цель исследования – выявить характеристики инфраструктурной среды проектного обучения в российских университетах на основе анализа экспертных оценок, провести эмпирическую типологизацию вузов с учетом нормативной, организационной и информационной составляющих, а также установить взаимосвязи между уровнем развитости инфраструктуры и стратегическими приоритетами университетов в сфере реализации проектного подхода.
Материалы и методы. Исследование основано на применении средового подхода. Эмпирический сбор данных осуществлялся с марта по апрель 2024 г. путем полуформализованного экспертного интервью по целевой выборке. Опрошено 65 экспертов – администраторов и организаторов проектного обучения 49 региональных российских университетов из 32 городов с охватом всех федеральных округов РФ. Использован алгоритм иерархической кластеризации методом внутригрупповых связей для систематизации вузов по 13 показателям, характеризующих инфраструктуру проектного обучения.
Результаты исследования. В статье представлена эмпирическая типология российских вузов по степени сформированности инфраструктурной среды проектного обучения. В качестве кластеров выделены университеты с комплексной интеграцией проектного обучения, демонстрирующие зрелую нормативную, организационную и цифровую инфраструктуру; учебные заведения, находящиеся в стадии активного формирования проектной среды, с развивающейся нормативной и организационной базой при ограниченных цифровых возможностях; учреждения, обладающие точечными элементами поддержки проектного обучения и высоким потенциалом к дальнейшему развитию. Сделан вывод о прямом влиянии уровня инфраструктуры на масштаб внедрения проектного обучения: чем более она развита, тем больше возможностей у учебного заведения реализовывать массовый подход в проектном обучении.
Обсуждение и заключение. Представленная типологизация университетов по сформированности инфраструктурной среды имеет большое значение для обобщения и сравнительного анализа результатов проектной деятельности. Материалы статьи будут полезны не только исследователям, но и руководителям, стремящимся развивать проектное обучение в своем вузе.

Ключевые слова: проектное обучение, организационное развитие университетов, модели организационной интеграции, развитие российских университетов, экспертный опрос, трансформация высшего образования, инфраструктурная среда проектного обучения

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (№ 24­28­01482, «Проектное обучение в развитии профессионализма и гражданственности российского студенчества: управленческий контекст и формирование трансформирующей агентности»).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Певная М.В., Шуклина Е.А., Тарасова А.Н. Инфраструктурная среда проектного обучения в российских вузах: взгляд экспертов. Интеграция образования. 2025;29(3):402–421. https://doi.org/10.15507/1991­9468.029.202503.402-­421

Вклад авторов:
М. В. Певная – формулирование целей и задач исследования; разработка методологии исследования; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно­исследовательского процесса; критический анализ черновика рукописи.
Е. А. Шуклина – деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно­исследовательского процесса; написание черновика рукописи.
А. Н. Тарасова – применение статистических методов для анализа данных исследования; визуализация результатов исследования; критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 23.12.2024;
одобрена после рецензирования 24.02.2025;
принята к публикации 03.03.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Корнетов Г.Б. Метод проектов У. Х. Килпатрика. Часть 1. Сущность и становление метода. Инновационные проекты и программы в образовании. 2020;(5):16–24. https://elibrary.ru/fyhhvo
  2. Хлебников Н.А., Обабков И.Н., Князев С.Т., Сандлер Д.Г., Шестеров М.А., Куклин И.Э. Организационная модель проектного обучения в бакалавриате. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(1):50–57. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.006
  3. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе. Высшее образование в России. 2020;29(1):135–149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149
  4. Ahmad S.T., Watrianthos R., Samala A.D., Muskhir M., Dogara G. Project-Based Learning in Vocational Education: A Bibliometric Approach. International Journal of Modern Education and Computer Science. 2023;15(4):43–56. https://doi.org/10.5815/ijmecs.2023.04.04
  5. Skilton P.F., Forsyth D., White O.J. Interdependence and Integration Learning in Student Project Teams: Do Team Project Assignments Achieve What We Want Them To? Journal of Marketing Education. 2008;30(1):57–65. https://doi.org/10.1177/0273475307312198
  6. Usman A., Agustina L., Bahri A. Enhancing Critical Thinking and Academic Achievement through Different Learning. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2024;13(6):4271–4278. http://doi.org/10.11591/ijere.v13i6.27993
  7. English M.C., Kitsantas A. Supporting Student Self-Regulated Learning in Problem- and Project-Based Learning. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2013;7(2):128–150. https://doi.org/10.7771/1541-5015.1339
  8. Guo P., Saab N., Post L.S., Admiraal W. A Review of Project-Based Learning in Higher Education: Student Outcomes and Measures. International Journal of Educational Research. 2020;102:101586. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101586
  9. Dolmans D.H.J.M., Loyens S.M.M., Marcq H., Gijbels D. Deep and Surface Learning in Problem-Based Learning: A Review of the Literature. Advances in Health Sciences Education. 2016;21(5):1087–1112. https://doi.org/10.1007/s10459-015-9645-6
  10. Sorici C.O., Sălceanu C., Matei R.S., Sburlan D.F., Țiței A., Gîrțu M.A. An Extracurricular Project-Based Training Course in Innovation and Entrepreneurship Delivered to a Transdisciplinary Group of Students in Engineering, Social Sciences, Arts and Medicine. Education Sciences. 2023;13(10):967. https://doi.org/10.3390/educsci13100967
  11. Yusri R., Yusof A.M., Sharina A. A Systematic Literature Review of Project-Based Learning: Research Trends, Methods, Elements, and Frameworks. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2024;13(5):3345–3359. http://doi.org/10.11591/ijere.v13i5.27875
  12. Reis A.C.B., Barbalho S.C.M., Zanette A.C.D. A Bibliometric and Classification Study of Project-Based Learning in Engineering Education. Production. 2017;27(spe):e20162258. https://doi.org/10.1590/0103-6513.225816
  13. Odeh M., Patanakul P. An Effective Method in Project Management Education: A Stepwise Project Modelled on a Real-Life Project. The International Journal of Management Education. 2024;22(3):101079. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2024.101079
  14. Наумкин Н.И., Глушко Д.Е., Купряшкин В.Ф., Абушаева З.Х. Создание проектно-деятельностной образовательной среды для инновационной подготовки будущих инженеров. Интеграция образования. 2024;28(2):172–192. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.172-192
  15. Pérez-Rodríguez R., Lorenzo-Martin R., Trinchet-Varela C.A., Simeón-Monet R.E., Miranda J., Cortés D., et al. Integrating Challenge-Based-Learning, Project-Based-Learning, and Computer-Aided Technologies into Industrial Engineering Teaching: Towards a Sustainable Development Framework. Integration of Education. 2022;26(2):198–215. https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.198-215
  16. Isaev A.P., Plotnikov L.V. Technology for Training Creative Graduates in Engineering Bachelor’s Programs. Higher Education in Russia. 2019;28(7):85–93. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-85-93
  17. Widiastuti A., Supriatna N., Disman, Siti Nurbayani K. Development of Learning Models to Increase Entrepreneurship Competency. Malaysian Online Journal of Educational Management. 2023;11(2):1–17. URL: https://clck.ru/3Mt5HZ (дата обращения: 10.12.2024).
  18. Асланов Я.А., Деточенко Л.С., Лепин А.П., Мартынова Е.В. Детерминанты успешности и риски реализации подхода «Обучение служением» в условиях проектно-ориентированного обучения. Высшее образование в России. 2024;33(8–9):63–83. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-63-83
  19. Pan G., Seow P.-S., Shankararaman V., Koh K. Essence of Partnership Management in Project-Based Learning: Insights from a University’s Global Project Programme. Journal of International Education in Business. 2021;14(2):297–319. https://doi.org/10.1108/JIEB-04-2020-0031
  20. Lizunkov V.G., Politsinskaya E.V., Gazin K.A. The Architecture of Project-Based Learning in the Supplementary Vocational Education System in a Higher Education. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020;15(4):227–234. https://doi.org/10.3991/ijet.v15i04.11694
  21. Dai C.X., Wells W.G. An Exploration of Project Management Office Features and Their Relationship to Project Performance. International Journal of Project Management. 2004;22(7):523–532. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2004.04.001
  22. Bertel L., Askehave I., Brohus H., Geil O., Kolmos A., Ovesen N., et.al. Digital Transformation at Aalborg University: Interdisciplinary Problem- and Project-Based Learning in a Post-Digital Age. Advances in Engineering Education. 2021;9(3):1–13. URL: https://clck.ru/3Mt7WR (дата обращения: 15.12.2024).
  23. Oluwajana D., Adeshola I., Clement S. Does the Use of a Web-Based Collaborative Platform Reduce Cognitive Load and Influence Project-Based Student Engagement? Current Psychology. 2023;42:8265–8278. https://doi.org/10.1007/s12144-021-02145-0
  24. Shpeizer R. Towards a Successful Integration of Project-Based Learning in Higher Education: Challenges, Technologies and Methods of Implementation. Universal Journal of Educational Research. 2019;7(8):1765–1771. https://doi.org/10.13189/ujer.2019.070815
  25. Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах. Современные проблемы науки и образования. 2021;(6). https://doi.org/10.17513/spno.31320
  26. Cunningham J.A., Menter M. Transformative Change in Higher Education: Entrepreneurial Universities and High-Technology Entrepreneurship. Industry and Innovation. 2021;28(3):343–364. https://doi.org/10.1080/13662716.2020.1763263
  27. Менг Т.В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008;(52):70–83. https://elibrary.ru/kxnpgr

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License