Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202502.368-384

EDN: https://elibrary.ru/fowlwv

УДК 159.923:378.146

 

Стратегии регуляции эмоций как опосредующий фактор взаимосвязи проактивной личности и гибкости обучения у талантливых студентов

Шаваран Сайед Хамид Реза
доктор философии, доцент управления образованием, преподаватель департамента образования Исфаханского университета (8174673441, Исламская Республика Иран, г. Исфахан, площадь Азади), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7585-5351, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наср Эсфахани Карладани Мина
соискатель степени доктора философии (управление образованием) факультета образования Исфаханского университета (8174673441, Исламская Республика Иран, г. Исфахан, площадь Азади), ORCID: https://orcid.org/0009-0009-7164-2565, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Даварпанах Сейед Хедаят
доктор философии, доцент управления высшим образованием, сотрудник факультета, преподаватель департамента образования Исфаханского университета (8174673441, Исламская Республика Иран, г. Исфахан, площадь Азади), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8497-4931, Scopus ID: 57226314940, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. В контексте трансформации образовательных систем ключевой метакомпетенцией для адаптации к новым вызовам выступает гибкость в обучении. С учетом растущего признания роли личностных качеств и регуляции эмоций в эффективном обучении понимание этих динамик имеет решающее значение для поддержки студентов в условиях академических и социальных требований. Несмотря на наличие исследований проактивной личности и регуляции эмоций, их совместное влияние на гибкость в обучении, в частности среди одаренных студентов, остается малоизученным. Цель исследования – проанализировать опосредование стратегиями регуляции эмоций во взаимосвязи между проактивной личностью и гибкостью в обучении среди одаренных студентов.
Материалы и методы. В выборку вошли 297 одаренных студента. Участники заполнили три опросника: гибкости в обучении Граветта и Колдуэлла, регуляции эмоций Гросса и Джона, а также сокращенную версию анкеты проактивной личности Бейтмана и Кранта. Данные были проанализированы с использованием статистических методов для выявления прямых и опосредующих эффектов.
Результаты исследования. Полученные результаты отмечают влияние проактивной личности на гибкость в обучении и посредническую роль стратегий регуляции эмоций – переоценки и подавления. Студентами, умеющими управлять своими эмоциями, демонстрируется высокий уровень гибкости в обучении, что указывает на их способность адаптироваться и добиваться успеха в академической среде.
Обсуждение и заключение. Настоящее исследование подчеркивает ключевую роль регуляции эмоций в повышении гибкости в обучении, подтверждая значительное воздействие управления эмоция ми на академическую успешность. В дальнейшем следует дополнительно изучить факторы влияния на гибкость в обучении и разработать целевые стратегии для поддержки адаптации студентов в различных образовательных условиях.

Ключевые слова: гибкость в обучении, регуляция эмоций, переоценка, подавление, проактивная личность, одаренные студенты

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шаваран С.Х.Р., Наср Эсфахани Карладани М., Даварпанах С.Х. Стратегии регуляции эмоций как опосредующий фактор взаимосвязи проактивной личности и гибкости обучения у талантливых студентов. Интеграция образования. 2025;29(2):368–384. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202502.368-384

Вклад авторов:
С. Х. Р. Шаваран – наставничество в процессе планирования и проведения исследования; формулирование замысла исследования; критический анализ черновика рукописи; предоставление доступа к необходимым для исследования материалам; административное управление планированием и проведением исследования.
М. Наср Эсфахани Карладани – формулирование замысла исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; разработка методологии исследования; визуализация результатов исследования и полученных данных; написание черновика рукописи; критический анализ черновика рукописи.
С. Х. Даварпанах – применение формальных методов для анализа данных исследования; написание программного кода и реализация вспомогательных алгоритмов; проверка воспроизводимости результатов экспериментов и исследования в рамках основных или дополнительных задач работы; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 26.08.2024;
одобрена после рецензирования 02.10.2024;
принята к публикации 09.10.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. De Meuse K.P., Dai G. Hollenbeck G. Learning Agility: A Construct Whose Time Has Come. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 2010;62(2):119–130. https://doi.org/10.1037/a0019988
  2. De Meuse K.P. Learning Agility: Its Evolution as a Psychological Construct and Its Empirical Relationship to Leader Success. Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2017;69(4):267–295. https://doi.org/10.1037/cpb0000100
  3. Milani R., Setti I., Argentero P. Learning Agility and Talent Management: A Systematic Review and Future Prospects. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 2021;73(4):349–371. https://doi.org/10.1037/cpb0000209
  4. DeRue D.S., Ashford S.J., Myers C.G. Learning Agility: In Search of Conceptual Clarity and Theoretical Grounding. Industrial and Organizational Psychology. 2012;5(3):258–279. https://doi.org/10.1111/j.1754-9434.2012.01444.x
  5. Von Glinow M.A., Drost E.A., Teagarden M.B. Converging on IHRM Best Practices: Lessons Learned from a Globally Distributed Consortium on Theory and Practice. Human Resource Management. 2002;41(1):123–140. https://doi.org/10.1002/hrm.10023
  6. Harvey V.S., Valerio A.M. Coaching to Accelerate the Development of Learning Agility. Consulting Psychology Journal. 2022;74(3):269–290. https://doi.org/10.1037/cpb0000223
  7. Heydarzadeh A., Tirgari B., Azizzadeh Forouzi M., Shafiean H., Vadiati B., Saeed A. Learning Conceptions and Study Habits: Comparative Insight of Talented and Other Students of Kerman University of Medical Sciences. Jundishapur Scientific Medical Journal. 2020;11(1):12–22. Available at: https://edj.ajums.ac.ir/article_103846.html?lang=en (accessed 27.07.2024).
  8. Gheidar-Kheljani J., Ghodsypour S.H., O’Brien C. Optimizing Whole Supply Chain Benefit versus Buyer’s Benefit through Supplier Selection. International Journal of Production Economics. 2009;121(2):482–493. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2007.04.009
  9. Tazakori Z., Namadi Vosoughi M., Movahedpour A., Alizadeh Mirashrafi H., Zare M., Rahimi G. Comparison of Emotional Intelligence in Talented Students and Normal Students in Ardabil University of Medical Sciences in 2014–2015. Journal of Sabzevar University of Medical Sciences. 2017;24(5):347–352. (In Persian, abstract in Eng.) Available at: https://jsums.medsab.ac.ir/article_1003.html?lang=en (accessed 27.07.2024).
  10. Özgenel M., Yazici Ş. Learning Agility of School Administrators: An Empirical Investigation. International Journal of Progressive Education. 2021;17(1):247–261. https://doi.org/10.29329/ijpe.2021.329.16
  11. Riggio R.E., Reichard R.J. The Emotional and Social Intelligences of Effective Leadership: An Emotional and Social Skill Approach. Journal of Managerial Psychology. 2008;23(2):169–185. https://doi.org/10.1108/02683940810850808
  12. Karimi S., Movahedi R., Saadi H., Yaghoubi Farani A. The Relationship between Proactive Personality and Entrepreneurial Intention of Agricultural Students. Journal of Agricultural Education Administration Research. 2015;(34):117–134. (In Pers., abstract in Eng.) Available at: https://clck.ru/3LefG2 (accessed 27.07.2024).
  13. Alikaj A., Ning W., Wu B. Proactive Personality and Creative Behavior: Examining the Role of Thriving at Work and High-Involvement HR Practices. Journal of Business and Psychology. 2021;36:857–869. https://doi.org/10.1007/s10869-020-09704-5
  14. Parker S.K., Collins C.G. Taking Stock: Integrating and Differentiating Multiple Proactive Behaviors. Journal of Management. 2008;36(3):633–662. https://doi.org/10.1177/0149206308321554
  15. Zhang L., Li X., Guo Y. Proactive Personality and Employee Creativity: A Moderated Mediation Model of Multisource Information Exchange and LMX. Frontiers in Psychology. 2021;12:552581. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.552581
  16. Chen P., Bao C., Gao Q. Proactive Personality and Academic Engagement: The Mediating Effects of Teacher-Student Relationships and Academic Self-Efficacy. Frontiers in Psychology. 2021;12:652994. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.652994
  17. Flores-Kanter P.E., Moretti L., Medrano L. A Narrative Review of Emotion Regulation Process in Stress and Recovery Phases. Heliyon. 2021;7(6):e07218. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07218
  18. Lin Z. Emotion Regulation Strategies and Sense of Life Meaning: The Chain-Mediating Role of Grati­tude and Subjective Wellbeing. Frontiers in Psychology. 2022;13:810591. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.810591
  19. Pekrun R. The Control-Value Theory of Achievement Emotions: Assumptions, Corollaries, and Implications for Educational Research and Practice. Educational Psychology Review. 2006;18(3):315–341. https://doi.org/10.1007/s10648-006-9029-9
  20. Schutz P.A., Davis H.A. Emotions and Self-Regulation during Test Taking. Educational Psychologist. 2000;35(4):243–256. https://doi.org/10.1207/S15326985EP3504_03
  21. Gross J.J., John O.P. Individual Differences in Two Emotion Regulation Processes: Implications for Affect, Relationships, and Well-Being. Journal of Personality and Social Psychology. 2003;85(2):348–362. https://doi.org/10.1037/0022-3514.85.2.348
  22. Linnenbrink-Garcia L., Pekrun R. Students’ Emotions and Academic Engagement: Introduction to the Special Issue. Contemporary Educational Psychology. 2011;36(1):1–3. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2010.11.004
  23. Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being. American Psychologist. 2000;55(1):68–78. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.68
  24. Gross J.J. Emotion Regulation in Adulthood: Timing is Everything. Current Directions in Psychologi­cal Science. 2001;10(6):214–219. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00152
  25. Fuller B.J., Marler L.E. Change Driven by Nature: A Meta-Analytic Review of the Proactive Personality Literature. Journal of Vocational Behavior. 2009;75(3):329–345. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2009.05.008
  26. Major D.A., Turner J.E., Fletcher T.D. Linking Proactive Personality and the Big Five to Motivation to Learn and Development Activity. Journal of Applied Psychology. 2006;91(4):927–935. https://doi.org/10.1037/0021-9010.91.4.927
  27. Mammadov S., Cross T.L., Olszewski-Kubilius P. A Look Beyond Aptitude: The Relationship bet­ween Personality Traits, Autonomous Motivation, and Academic Achievement in Gifted Students. Roeper Review. 2021;43(3):161–172. https://doi.org/10.1080/02783193.2021.1923595
  28. Malooly A.M., Genet J.J., Siemer M. Individual Differences in Reappraisal Effectiveness: The Role of Affective Flexibility. Emotion. 2013;13(2):302–313. https://doi.org/10.1037/a0029980
  29. Schraw G. A Conceptual Analysis of Five Measures of Metacognitive Monitoring. Metacognition Learning. 2009;4:33–45. https://doi.org/10.1007/s11409-008-9031-3
  30. Sitzmann T., Brown K.G., Casper W.J., Ely K., Zimmerman R.D. A Review and Meta-Analysis of the Nomological Network of Trainee Reactions. Journal of Applied Psychology. 2008;93(2):280–295. https://doi.org/10.1037/0021-9010.93.2.280
  31. Butler E.A., Lee T.L., Gross J.J. Emotion Regulation and Culture: Are the Social Consequences of Emotion Suppression Culture-Specific? Emotion. 2007;7(1):30–48. https://doi.org/10.1037/1528-3542.7.1.30
  32. Preacher K.J., Hayes A.F. Asymptotic and Resampling Strategies for Assessing and Comparing Indirect Effects in Multiple Mediator Models. Behavior Research Methods. 2008;40(3):879–891. https://doi.org/10.3758/BRM.40.3.879
  33. Preacher K.J., Zyphur M.J., Zhang Z. A General Multilevel SEM Framework for Assessing Multilevel Mediation. Psychological Methods. 2010;15(3):209–233. https://doi.org/10.1037/a0020141
  34. Kamel I. The Relationship between Dynamic Personality, Job Performance, and Job Success. Journal of Knowledge Management and Organization. 2002:2(3);67–81.
  35. Bigler J. Dynamic Personality and Organizational Behaviors: A Review. Knowledge Management. 2010;24(2):26–44.
  36. Thomas R., Hackman J. The Impact of Dynamic Personality and Learning Agility on Performance in Service Organizations. Journal of Knowledge Management. 2017;30(3):109–126.
  37. Sturman D., Hallywall A. The Role of Dynamic Personality in Career Advancement and Job Success: A Descriptive Review. Journal of Knowledge Management. 2020;33(4):89–105.
  38. James-Grotness J., Francis A. Emotion Regulation in Interpersonal Relationships: Models, Theories, And Related Research. Journal of Social and Organizational Psychology. 2019;7(1):1–21.
  39. Gross J.J., Johnson S. Examining the Components of Emotion Regulation Using an Emotion Regulation Questionnaire. Psychological Research. 2013;16(3):35–54.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License