DOI: 10.15507/1991-9468.029.202502.355-367
EDN: https://elibrary.ru/yccdty
УДК 355.233.231.1:373.2
Социально-психологические предикторы конструктивного патриотизма у подростков с различными траекториями взросления
Микляева Анастасия Владимировна
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, Scopus ID: 53984860100, Researcher ID: D-4700-2017, SPIN-код: 9471-8985, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Формирование патриотических установок в подростковой среде – одна из приоритетных задач современного российского образования – предполагает опору на научно обоснованные данные о логике развития патриотизма в контексте становления личности. Однако недостаточно изучена взаимосвязь патриотических установок и развития личности в подростковом возрасте. Цель исследования – выявить социально-психологические предикторы конструктивных патриотических установок подростков, демонстрирующих различные траектории взросления.
Материалы и методы. Выборку исследования составили 427 респондента в возрасте от 13 до 18 лет (55,2 % девушек). Содержание патриотических установок изучалось с помощью Опрос ника конструктивного патриотизма (подростковая версия). Траектории взросления определялись с применением модифицированного варианта методики исследования самооценки Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейна. В число предикторов патриотических установок вошли социальные верования, убеждения и цен- ности, а также гражданская идентичность, для оценки которых были использованы сокращенный вариант методики «Социальные аксиомы», шкала «Вера в справедливый мир», методики «Основания морального выбора» и «Валентность гражданской идентичности», краткая версия Ценностного опросника С. Шварца.
Результаты исследования. Универсальными предикторами конструктивного патриотизма у подростков, независимо от их траекторий взросления, выступают показатели гражданской идентичности, ориентация на ценности универсализма, вера в справедливый мир и социальная аксиома «социальная сложность». Социально-психологическими предикторами конструктивного патриотизма, дифференцирующими подгруппы подростков с различными траекториями взросления, являются показатели оснований морального выбора «уважение» и «справедливость», а также социальные аксиомы «награда за усилия» и «социальный цинизм».
Обсуждение и заключение. Материалы статьи указывают на необходимость интеграции психолого-педагогических задач формирования конструктивных патриотических установок в подростковой среде в систему психолого-педагогического сопровождения социального становления личности подростков. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов при разработке программ патриотического воспитания подростков. Перспективы исследования связаны с детальным анализом социально-психологических факторов формирования конструктивного патриотизма в контексте изучения различных параметров взросления подростков.
Ключевые слова: патриотизм, конструктивный патриотизм, гражданская идентичность, ценности, социальные аксиомы, основания морального выбора, вера в справедливый мир, траектории взросления, подросток
Финансирование: исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках гранта № 23-28-00482 (https://rscf.ru/project/23-28-00482/).
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Микляева А.В. Социально-психологические предикторы конструктивного патриотизма у подростков с различными траекториями взросления. Интеграция образования. 2025;29(2):355–367. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202502.355-367
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у автора по обоснованному запросу.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Поступила 04.11.2024;
одобрена после рецензирования 20.01.2025;
принята к публикации 27.01.2025.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Калинина Н.В., Константинов В.В., Кулеш Е.В., Маленова А.Ю., и др. Отношение к патриотизму и патриотическая самоидентичность российской студенческой молодежи в условиях поляризации российского общества. Социальная психология и общество. 2023;14(4):68–88. https://doi.org/10.17759/sps.2023140405
- Гогиберидзе Г.М. Модернизация патриотического воспитания в современной школе на основе принципов позитивной психологии. Психология человека в образовании. 2023;5(3):366–375. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-366-375
- Васильева С.В., Микляева А.В. Опросник конструктивного патриотизма (подростковая версия): психометрические характеристики. Психология человека в образовании. 2023;5(3):458–472. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-3-458-472
- Rothì D.M., Lyons E., Chryssochoou X. National Attachment and Patriotism in a European Nation: A British Study. Political Psychology. 2005;26(1):135–155. https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2005.00412.x
- Ercan H. Self-Construal and Demographic Variables as Predictors of Blind and Constructive Patriotism in University Students. International Journal of Higher Education. 2017;6(6):170–179. https://doi.org/10.5430/ijhe.v6n6p170
- Hanson K., O’Dwyer E. Patriotism and Nationalism, Left and Right: A Q-Methodology Study of American National Identity. Political Psychology. 2019;40(4):777–795. https://doi.org/10.1111/pops.12561
- Livi S., Leone L. Falgares G., Lombardo F. Values, Ideological Attitudes and Patriotism. Personality and Individual Differences. 2014;64:141–146. https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.02.040
- Schwartz S.H., Caprara G.V., Vecchione M. Basic Personal Values, Core Political Values, and Voting: A Longitudinal Analysis. Political Psychology. 2010;31(3):421–452. https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2010.00764.x
- Yazici F. The Values Predicting Patriotism Attitudes in Turkey. Current Psychology. 2022;41:135–145. https://doi.org/10.1007/s12144-019-00559-5
- Неврюев А.Н., Гулевич О.А., Некрасова Е.А. Вера в справедливый мир, гражданская идентичность и социальная установка по отношению к войне (на примере гражданской войны в Сирии). Психологический журнал. 2018;39(4):17–26. https://doi.org/10.31857/S020595920000066-8
- Börü N., Yilmaz S. Determining the Level of Patriotism Attitudes of the Education Faculty Students. Journal of Social and Humanities Sciences Research. 2020;7:2119–2125. (In Turk., abstract in Eng.) https://doi.org/10.26450/jshsr.1961
- Hellmann D.M., Fiedler S., Glöckner A. Altruistic Giving Toward Refugees: Identifying Factors That Increase Citizens’ Willingness to Help. Frontiers in Psychology. 2021;12:689184. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.689184
- Iceland J., Silver E., Goff K. For Whom is Patriotism Blind? Examining the Roles of Moral Intuitions and System Justification. Social Science Research. 2023;112:102811. https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2022.102811
- Rizaie M.E., Horsey E.M., Ge Z., Ahmad N. The Role of Organizational Citizenship Behavior and Patriotism in Sustaining Public Health Employees’ Performance. Frontiers in Psychology. 2023;13:997643. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.997643
- Васильева С.В., Микляева А.В. Конструктивный и слепой патриотизм подростков: вклад возраста, пола и типа образовательного учреждения. Психология человека в образовании. 2024;6(2):143–157. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-2-143-157
- Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Непочатых Е.П. К вопросу о гражданской идентичности и патриотических установках современной российской молодежи. Общество: социология, психология, педагогика. 2018;(12):20–28. https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.2
- Graham J., Nosek B.A., Haidt J., Iyer R., Koleva S., Ditto P.H. Mapping the Moral Domain. Journal of Personality and Social Psychology. 2011;101(2):366–385. https://doi.org/10.1037/a0021847
- Smith V.D., Magill K.R., Blevins B., Scholten N. Sorting Through Citizenship: A Case Study on Using Cognitive Scaffolding to Unpack Adolescent Civic Identity Formation. The Journal of Social Studies Research. 2022;46(3):223–235. https://doi.org/10.1016/j.jssr.2021.09.002
- Bretl B.L., Hansen D.M. An Exploration of the Structure of Moral Intuitions in Early Adolescence. Cognitive Development. 2022;64:101248. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2022.101248
- Le T.U., Johnson S.K., Lerner J.V. The Apple Doesn’t Fall Far from the Tree: Longitudinal Associations among American Adolescents’ Civic Engagement and Family and School Characteristics. Applied Developmental Science. 2023;28(3):302–322. https://doi.org/10.1080/10888691.2023.2195183
- Koleva S.P., Graham J., Iyer R., Ditto P.H., Haidt J. Tracing the Threads: How Five Moral Concerns (Especially Purity) Help Explain Culture War Attitudes. Journal of Research in Personality. 2012;46(2):184–194. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2012.01.006
- Mary A.A. Re-Evaluating the Concept of Adulthood and the Framework of Transition. Journal of Youth Studies. 2014;17(3):415–429. https://doi.org/10.1080/13676261.2013.853872
- Arnett J.J., Mitra D. Are the Features of Emerging Adulthood Developmentally Distinctive? A Comparison of Ages 18–60 in the United States. Emerging Adulthood. 2018;8(5):412–419. https://doi.org/10.1177/2167696818810073
- Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Разработка и апробация сокращенной версии методики «Социальные аксиомы» М. Бонда и К. Леунга. Культурно-историческая психология. 2020;16(1):96–110. https://doi.org/10.17759/chp.2020160110
- Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б., Хохлова А.Ю. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых. Клиническая и специальная психология. 2013;2(3). URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64003 (дата обращения: 01.11.2024).
- Сычев О.А., Протасова И.Н., Белоусов К.И. Диагностика моральных оснований: апробация русскоязычной версии опросника MFQ. Российский психологический журнал. 2018;15(3):88–115. https://doi.org/10.21702/rpj.2018.3.5
- Lindeman M., Verkasalo M. Measuring Values with the Short Schwartz’s Value Survey. Journal of Personality Assessment. 2005;85(2):170–178. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa8502_09
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.