Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202502.282-299

EDN: https://elibrary.ru/fjazpw

УДК 373.62:338.24

 

Проектное обучение в передовых инженерных школах: опережающее образование личности

Мельник Анастасия Дмитриевна
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0273-4422, Scopus ID: 57190430255, Researcher ID: IVV-0555-2023, SPIN-код: 6276-0155, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Меренков Анатолий Васильевич
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5900-0863, Scopus ID: 55819596200, Researcher ID: Q-2004-2015, SPIN-код: 6569-5656, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сандлер Даниил Геннадьевич
доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5641-6596, Scopus ID: 56581474400, Researcher ID: AHE-8342-2022, SPIN-код: 3017-4220, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Дискуссия о проектном обучении выстраивается вокруг проблем взаимосвязи высшего образования и рынка труда, развития в вузах методов опережающего образования. Недостаточно изученными остаются вопросы теории и методологии проектного обучения: обеспечения соответствия между обучением и развитием востребованных специалистов, соединения теории и практики в образовательном процессе. Цель исследования – анализ разработанных российскими вузами программ развития проектного обучения студентов и способов его организации.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включает программы развития российских университетов – участников федерального проекта «Передовые инженерные школы» (n = 50). Сбор материалов осуществлялся с помощью майнинга качественных данных с использованием инструментов Power BI. Такая процедура направлена на систематизацию больших объемов сведений о проектном обучении в вузах в единый массив и его интегрирование с профессиональным программным обеспечением для анализа качественных данных MAXQDA. Использованы методы контент-анализа и сравнительного анализа для изучения содержания проектного обучения, создания типологии способов его организации в учебных заведениях и выделения лучших практик.
Результаты исследования. Сравнительный анализ программ развития вузов выявил разные представления субъектов университетского управления о ценности проектного обучения. Ключевыми инструментами приобретения обучающимися способности решать конкретные задачи предприятия являются ознакомление с проблемами развития предприятия-заказчика, получение специальных знаний о способах их возможного решения на микрокурсах, сотрудничество студентов и преподавателей при реализации задания. Отмечается соединение теоретических знаний с практикой их использования в процессе творческой деятельности будущих специалистов, выработка навыка непрерывного профессионального самообразования. Выделяются разные по содержанию позиции будущей трудовой деятельности, в которые могут включиться студенты, будучи в проектном обучении: адаптивная, базовая, поисковая (технологическая), предпринимательская, исследовательская.
Обсуждение и заключение. Материалы исследования вносят вклад в развитие научных представлений о формировании востребованного работодателем молодого специалиста, готового активно заниматься разработкой и внедрением инноваций с помощью изменений организации профессионального образования в вузах. Статья представляет интерес для исследователей высшего образования, руководства университетов, потенциально готовых использовать проектное обучение как инструмент сотрудничества университетов и индустриальных партнеров.

Ключевые слова: взаимодействие предприятий и вузов, проектное обучение, опережающее образование, востребованный работодателем молодой специалист, самообразование студентов, соединение теории и практики в образовательном процессе

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мельник А.Д., Меренков А.В., Сандлер Д.Г. Проектное обучение в передовых инженерных школах: опережающее образование личности. Интеграция образования. 2025;29(2):282–299. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202502.282-299

Вклад авторов:
А. Д. Мельник – разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; визуализация результатов исследования; написание черновика рукописи.
А. В. Меренков – формулирование идеи исследования; деятельность по созданию метаданных для первоначально и повторного использования; критический анализ черновика рукописи.
Д. Г. Сандлер – формулирование замысла исследования; деятельность по созданию метаданных для первоначально и повторного использования; критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 13.11.2024;
одобрена после рецензирования 16.12.2024;
принята к публикации 23.12.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Овчинникова Н.Э. Взаимодействие университета с индустрией 2.0. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(3):61−72. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.0272
  2. Sudakova A.E., Agarkov G.A., Shorikov A.F. Optimization of the Graduates Labour Market: Dynamic Modeling, Russian and Foreign Experience. IFAC-PapersOnLine. 2018;51(32):401–406. https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2018.11.417
  3. Зеер Э.Ф., Морозова С.А. Инновации как фактор опережающего профессионального образования. Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2009;(1):107–113. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/1712 (дата обращения: 31.07.2024).
  4. Разинкина Е.М., Панкова Л.В., Зима Е.А. Сквозная система вовлечения студентов в проектную деятельность как инструмент обеспечения качества образования. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(1):42–49. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.005
  5. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий. Образование и наука. 2023;25(2):191−223. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-191-223
  6. Сандлер Д.Г., Судакова А.Е., Тарасьева Т.В. Драйверы развития региональных систем высшего образования. Экономика региона. 2020;16(4):1087−1103. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-6
  7. Helle L., Tynjala P., Olkinuora E. Project-Based Learning in Post-Secondary Education – Theory, Practice and Rubber Sling Shots. Higher Education. 2006;51:287–314. https://doi.org/10.1007/s10734-004-6386-5
  8. Lee J.S., Blackwell S., Drake J., Moran K.A. Taking a Leap of Faith: Redefining Teaching and Learning in Higher Education through Project-Based Learning. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2014;8(2):2. https://doi.org/10.7771/1541-5015.1426
  9. Ahmad S.T., Watrianthos R., Samala A.D., Muskhir M., Dogara G. Project-Based Learning in Vocational Education: A Bibliometric Approach. International Journal of Modern Education and Computer Science (IJMECS). 2023;15(4):43–56. https://doi.org/10.5815/ijmecs.2023.04.04
  10. Evenddy S.S., Gailea N., Syafrizal S. Exploring the Benefits and Challenges of Project-Based Learning in Higher Education. PPSDP International Journal of Education. 2023;2(2):458–469. https://doi.org/10.59175/pijed.v2i2.148
  11. Брызгалова О.Н. Проектное обучение в системе профессиональной подготовки студентов: цели и проблемы реализации. Koinon. 2021;2(4):195–212. https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.4.048
  12. Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах. Современные проблемы науки и образования. 2021;(6). https://doi.org/10.17513/spno.31320
  13. Guo P., Saab N., Post L.S., Admiraal W. A Review of Project-Based Learning in Higher Education: Student Outcomes and Measures. International Journal of Educational Research. 2020;102:101586. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101586
  14. Lim S.W., Jawawi R., Jaidin J.H., Roslan R. Learning History through Project-Based Learning. Journal of Education and Learning. 2023;17(1):67−75. https://doi.org/10.11591/edulearn.v17i1.20398
  15. Maros M., Korenkova M., Fila M., Levicky M., Schoberova M. Project-Based Learning and Its Effectiveness: Evidence from Slovakia. Interactive Learning Environments. 2023;31(7):4147−4155. https://doi.org/10.1080/10494820.2021.1954036
  16. Rohm A.J., Stefl M., Ward N. Future Proof and Real-World Ready: The Role of Live Project-Based Learning in Students’ Skill Development. Journal of Marketing Education. 2021;43(2):204–215. https://doi.org/10.1177/02734753211001409
  17. Bytyqi B. Project-Based Learning: A Teaching Approach Where Learning Comes Alive. The Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2021;9(4):775−777. https://doi.org/10.22190/JTESAP2104775B
  18. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран. Образование и наука. 2018;20(2):32–59. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-32-59
  19. Гергерт Д.В., Артемьев Д.И. Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(4):116–131. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.033
  20. Данилова Т.В., Демидова Т.Е., Тонких А.П. Проектное обучение студентов как основное условие их готовности к профессиональной деятельности. Управление образованием: теория и практика. 2022;12(4):32–38. https://doi.org/10.25726/s0536-8820-8230-o
  21. Сычева С.М., Арзуманова Р.А. Проектное обучение – ключ к подготовке успешного специалиста. Вестник университета. 2019;(6):32–37. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-6-32-37
  22. Гапонюк П.Н. Развитие современного образования как модели опережающего типа. Образование и наука. 2011;(7):22–32. https://elibrary.ru/ocbgrj
  23. Хлебников Н.А., Обабков И.Н., Князев С.Т., Сандлер Д.Г., Шестеров М.А., Куклин И.Э. Организационная модель проектного обучения в бакалавриате. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(1):50–57. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.006
  24. Almulla M.A. The Effectiveness of the Project-Based Learning (PBL) Approach as a Way to Engage Students in Learning. Sage Open. 2020;10(3). https://doi.org/10.1177/2158244020938702
  25. Наумкин Н.И., Глушко Д.Е., Купряшкин В.Ф., Абушаева З.Х. Создание проектно-деятельностной образовательной среды для инновационной подготовки будущих инженеров. Интеграция образования. 2024;28(2):172–192. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.172-192
  26. Bell S. Project-Based Learning for the 21st Century: Skills for the Future. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2010;83(2):39−43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415
  27. Barak M., Yuan S. A Cultural Perspective to Project-Based Learning and the Cultivation of Innovative Thinking. Thinking Skills and Creativity. 2021;39:100766. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100766
  28. Wu T.T., Wu Yu.T. Applying Project-Based Learning and SCAMPER Teaching Strategies in Engineering Education to Explore the Influence of Creativity on Cognition, Personal Motivation, and Personality Traits. Thinking Skills and Creativity. 2020;35:100631. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100631
  29. Бызов А.А. Интеллектуальный анализ текстов в социальных науках. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2019;(49):131−160. URL: https://soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/7434 (дата обращения: 31.07.2024).
  30. Жучкова С.B., Павлюк Д.М. Аспирантура в приоритете? Совершенствование аспирантуры как элемент программ развития вузов «Приоритета-2030». Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(1):21–33. https://doi.org/10.15826/umpa.2024.01.002
  31. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. К вопросу о востребованности профессиональной аспирантуры в России: анализ данных о защитах диссертаций в технических науках. Вопросы образования. 2023;(4):25−54. https://doi.org/10.17323/vo-2023-16712
  32. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Травкин П.В. От совмещения учебы с работой к совмещению работы с учебой? Изменение модели российского высшего образования. Вопросы образования. 2024;(2):286–322. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17242
  33. Меренков А.В., Сущенко А.Д. Потребности студентов вузов в дополнительном образовании: особенности формирования и реализации. Вопросы образования. 2016;(3):204−223. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-3-204-223
  34. Гительман Л.Д., Исаев А.П., Кожевников М.В., Гаврилова Т.Б. Опережающее управленческое образование для технологического прорыва. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2022;13(4):290−303. https://doi.org/10.17747/2618-947X-2022-4-290-303

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License