Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-­9468.029.202502.243-­259

EDN: https://elibrary.ru/zprwua

УДК 378.146(470.345)

 

Преодоление академической неуспешности учащихся как приоритет образовательной политики: кейс России

Зборовский Гарольд Ефимович
доктор философских наук, профессор, профессор-­исследователь Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8153-0561, Scopus ID: 6505899907, SPIN-код: 9068-9732, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Амбарова Полина Анатольевна
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3613-4003, Researcher ID: R-6839-2016, SPIN-код: 1351-6671, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шаброва Нина Васильевна
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5694-1040, Researcher ID: C-1970-2017, SPIN-код: 9074-1730, urfu-­Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Одним из приоритетов современной образовательной политики Российской Федерации является обеспечение академической успешности учащейся молодежи – школьников и студентов. Однако его реализация входит в противоречие с другими задачами образовательной политики и факторами развития российского высшего образования, включая инициативы в области школьного образования. Традиционно академическая неуспешность интерпретируется как индивидуальное явление, обусловленное неэффективностью педагогических подходов и технологий, но социальный масштаб и контекст проблемы вызывают необходимость рассматривать ее как институциональный феномен, предпосылки которого формируются еще на уровне довузовского образования. Цель исследования – интерпретировать проблемы академической неуспешности учащейся молодежи в контексте образовательной политики.
Материалы и методы. Теоретической основной изучения взаимосвязи образовательной политики и академической неуспешности студентов выступает теория неравенства в образовании и концепция политики «выбора победителей». Эмпирическую основу статьи составляют анализ документов (научных публикаций, нормативных документов, данные статистических и мониторинговых исследований), полуформализованное экспертное интервью с представителями образовательных организаций г. Екатеринбурга и Свердловской области (n = 30 чел.).
Результаты исследования. Представлены государственные инициативы, направленные на снижение неравенства в образовании, институциональный контекст преодоления академической неуспешности учащейся молодежи, охватывающий довузовское образование. Раскрыты противоречия таких государственных инициатив в российском образовании, как Единый государственный экзамен, проект поддержки школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в сложных социальных условиях, и олимпиадное движение. Обосновано, что проблемы реализации институциональных инициатив в школьном образовании служат предпосылками формирования академической неуспешности студентов.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость исследования заключается в обосновании направлений совершенствования государственных инициатив и проектов поддержки учащейся молодежи для преодоления ее академической неуспешности. Перспективным считается дальнейший анализ латентных противоречий системы российского образования в контексте внедрения институциональных мер преодоления академической неуспешности школьников и студентов.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, преодоление академической неуспешности, преодоление неравенства в образовании, политика “выбора победителей”, высшее образование, резильентные школы, Единый государственный экзамен, Всероссийская олимпиада школьников, студенты, школьники, учителя

Финансирование: исследование выполнено за счет Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Программа развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в рамках программы «Приоритет–2030).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Преодоление академической неуспешности учащихся как приоритет образовательной политики: кейс России. Интеграция образования. 2025;29(2):243–259. https://doi.org/10.15507/1991-­9468.029.202502.243-­259

Вклад авторов:
Г. Е. Зборовский – формулирование замысла исследования; осуществление научно-­исследовательского процесса; визуализация результатов исследования; критический анализ черновика рукописи.
П. А. Амбарова – осуществление научно-­исследовательского процесса; написание черновика рукописи; визуализация результатов исследования; критический анализ черновика рукописи.
Н. В. Шаброва – осуществление научно­-исследовательского процесса; применение статистических методов для анализа данных исследования; визуализация результатов исследования; критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 28.08.2024;
одобрена после рецензирования 21.11.2024;
принята к публикации 29.11.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Rozhkova K.V., Roshchin S.Yu., Solntsev S.A., Travkin P.V. The Differentiation of Quality in Higher Education and Graduates’ Wages in Russia. Educational Studies Moscow. 2023;(1):161–190. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-161-190
  2. Widiansyah A. [The Role of Economics in Education and Education in Economic Development]. Cakrawala-Jurnal Humaniora. 2017;17(2):207–215. (In Ind., abstract in Eng.) Available at: https://ejournal.bsi.ac.id/ejurnal/index.php/cakrawala/article/view/2612/1797 (accessed 29.07.2024)
  3. Zhu T.-T., Peng H.-R., Zhang Y.-J. The Influence of Higher Education Development on Econo­mic Growth: Evidence from Central China. Higher Education Policy. 2018;31:139–157. https://doi.org/10.1057/s41307-017-0047-7
  4. Ebzeeva Yu.N., Smirnova Yu.B. Quality of Education as the Key Element of University’s Reputation: Current Trends in the Development of Additional Professional Education. Bulletin of the South Russian State Technical University. Series: Socio-Economic Sciences. 2023;16(2):94–104. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17213/2075-2067-2023-2-94-104
  5. Leonte R.-E. Relationship between Achievement Goal Orientation, Fear of Failure and Academic Performance. Educatia 21 Journal. 2023:26;131–138. Available at: https://scispace.com/papers/relationship-between-achievement-goal-orientation-fear-of-1rukyn98uk (accessed 29.07.2024).
  6. Najimi A., Sharifirad G., Amini M.M., Meftagh S.D. Academic Failure and Students’ Viewpoint: The Influence of Individual, Internal and External Organizational Factors. Journal of Education and Health Promotion. 2013;2(1):22. https://doi.org/10.4103/2277-9531.112698
  7. Cherniakevich E.Yu. Psychological Determinants of Learning Activities of Academically Unde­rachieving University Students. Vestnik universiteta. 2022;(9):199–206. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-9-199-206
  8. Musleh A.M. Identification of Factors of Low Grades and Academic Failure of Medical Students. International Journal of Pharmaceutical and Bio Medical Science. 2024;4(3):192–198. https://doi.org/10.47191/ijpbms/v4-i3-12.
  9. Ajjawi R., Boud D., Zacharias N., Dracup M., Bennett S. How Do Students Adapt in Response to Academic Failure? Student Success. 2019;10(3):84–91. https://doi.org/10.5204/ssj.v10i3.1403
  10. Lang K., Siniver E. Why Is an Elite Undergraduate Education Valuable? Evidence from Israel. Labour Economics. 2011;18(6):767–777. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2011.06.008
  11. Nyström A.S., Jackson C.P., Salminen-Karlsson M. What Counts as Success? Constructions of Achievement in Prestigious Higher Education Programs. Research Papers in Education. 2018;34(4):465–482. https://doi.org/10.1080/02671522.2018.1452964
  12. Shcheglova I., Gorbunova E., Chirikov I. The Role of the First-Year Experience in Student Attrition. Quality in Higher Education. 2020;26(3):307–322. https://doi.org/10.1080/13538322.2020.1815285
  13. Abreu Alves S., Sinval J., Lucas Neto L. Marôco J., Gonçalves Ferreira A., Oliveira P. Burnout and Dropout Intention in Medical Students: The Protective Role of Academic Engagement. BMC Medical Education. 2022;22:83. https://doi.org/10.1186/s12909-021-03094-9
  14. Thiele M., Leisenring A. Class Incorporated: Stratified Patterns of Academic Engagement at a Highly Selective University. Sociological Research Online. 2021;27(2):415–433. https://doi.org/10.1177/13607804211013822
  15. Bathmaker A.M., Ingram N., Waller R. Higher Education, Social Class, and the Mobilisation of Capitals: Recognising and Playing the Game. British Journal of Sociology of Education. 2013;34(5–6):723–743. https://doi.org/10.1080/01425692.2013.816041
  16. Raza S., Naeem M., Abbas Q., Mohammad A. Investigating the Influence of Minority Religious Identity on Academic Achievement in Pakistani Educational Institutions. International Journal of Contemporary Issues in Social Sciences. 2024;3(1):317–329. Available at: https://ijciss.org/index.php/ijciss/article/view/308 (accessed 29.07.2024).
  17. Gauthier T. A Renewed Examination of the Stigma Associated with Community College Career and Technical Education. Community College Journal of Research and Practice. 2020;44(10–12):870–884. https://doi.org/10.1080/10668926.2020.1758835
  18. Buchmann C., DiPrete T.A., McDaniel A. Gender Inequalities in Education. Annual Review of Sociology. 2008;34:319–337. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.34.040507.134719
  19. Taraszow T., Gentrup S., Heppt B. Egalitarian Gender Role Attitudes Give Girls the Edge: Exploring the Role of Students’ Gender Role Attitudes in Reading and Math. Social Psychology of Education. 2024;27:3425–3452. https://doi.org/10.1007/s11218-024-09913-3
  20. Ullah H., Ullah R., Shoaib M. A Cultural Transformation: Pakistani Girls Outperforming Boys in Education. Qlantic Journal of Social Sciences. 2023;4(3):173–183. https://doi.org/10.55737/qjss.355122226
  21. Troiano H., Elias M. University Access and After: Explaining the Social Composition of Degree Programs and the Contrasting Expectations of Students. Higher Education. 2014;67:637–654. https://doi.org/10.1007/s10734-013-9670-4
  22. Colicol F., Sali-Latif F. Parental Occupation, Social Class, and School Choice in Southern Philippines: Their Implications to Educational Public-Private Partnership vis-à-vis the K-12 SHS Voucher Program. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2023;22(6):345–369. https://doi.org/10.26803/ijlter.22.6.19
  23. Matveev V.V., Bolshakov A.Yu. Reproduction of Inequality in Russian Education: State and Prospects of Research. Vestnik Instituta sotsiologii. 2024;15(1):215–235. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.11
  24. Gerber T.P., Hout M. Tightening Up: Declining Class Mobility during Russia’s Market Transition. American Sociological Review. 2004;69(5):677–703. https://doi.org/10.1177/000312240406900504
  25. Bukodi E., Goldthorpe J.H. Intergenerational Class Mobility in Industrial and Post-Industrial Societies: Towards a General Theory. Rationality and Society. 2022;34(3):271–301. https://doi.org/10.1177/10434631221093791
  26. Lucas S. Effectively Maintained Inequality: Education Transitions, Track Mobility, and Social Background Effects. American Journal of Sociology. 2001;106(6):1642–1690. https://doi.org/10.1086/321300
  27. Andrew M. Effectively Maintained Inequality in U.S. Postsecondary Progress: The Importance of Institutional Reach. American Behavioral Scientist. 2017;61(1):30–48. https://doi.org/10.1177/0002764216682809
  28. Kiran A., Saxena A.K., Jain K., Shalini Insights into the Associations of Polygenic Risk Scores and Parents’ Socioeconomic Status on Students’ Educational Achievement. Multidisciplinary Science Journal. 2024;6:e2024ss0512. https://doi.org/10.31893/multiscience.2024ss0512
  29. Yousif O.E.Y., Yusria A.H.A., Yusra A.M.A., Wegdan M.M.A. Impact of Socioecono­mic Status on Academic Achievement of Medical Students at Alzaiem Alazhari University 2021–2022. International Journal of Education, Culture and Society. 2023;8(1):25–33. https://doi.org/10.11648/j.ijecs.20230801.14
  30. Weiss F., Schindler S. EMI in Germany: Qualitative Differentiation in a Tracked Education System. American Behavioral Scientist. 2017;61(1):74–93. https://doi.org/10.1177/0002764216682811
  31. Shi J., Sadowski B.M., Zeng X., Dou S., Xiong J., Song Q., et al. Picking Winners in Strategic Emerging Industries Using Government Subsidies in China: The Role of Market Power. Humanities and Social Sciences Communications. 2023;10:394. https://doi.org/10.1057/s41599-023-01910-9
  32. Denney S., Southin T., Wolfe D.A. Do Winners Pick Government? How Scale-Up Experien­ce Shapes Entrepreneurs’ Assessments of Innovation Policy Mixes. Science and Public Policy. 2023;50(5):585–870. https://doi.org/10.1093/scipol/scad030
  33. Ivanchenko O.S. Reproduction of Young Scientists as a Socio-Professional Group in Modern Russian Realities. Caucasian Science Bridge. 2022;5(4):99–107. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.4.10
  34. Hawthorne L. “Picking Winners”: The Recent Transformation of Australia’s Skilled Migration Policy. International Migration Review. 2005;39(3):663–696. https://doi.org/10.1111/j.1747-7379.2005.tb00284.x
  35. Kaufmann E. Academic Freedom in Crisis: Punishment, Political Discrimination, and Self-Censorship. Center for the Study of Partisanship and Ideology. 2021;2. Available at: https://www.cspicenter.com/p/academic-freedom-in-crisis-punishment (accessed 25.06.2024).
  36. Weis R., Bittner S.A. College Students’ Access to Academic Accommodations Over Time: Evidence of a Matthew Effect in Higher Education. Psychological Injury and Law. 2022;15(12):236–252. https://doi.org/10.1007/s12207-021-09429-7
  37. Pisoni D. Between Idealism and Pragmatism: Social Policies and Matthew Effect in Vocational Edu­cation and Training for Disadvantaged Youth in Switzerland. Social Inclusion. 2018;6(3):289–300. https://doi.org/10.17645/si.v6i3.1515
  38. Cherednichenko G.A. School–University Transition: Human Capital vs Social Inequality. Vlast. 2022;30(5):133–144. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31171/vlast.v30i5.9253

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License