DOI: 10.15507/1991-9468.029.202502.214-229
EDN: https://elibrary.ru/olokva
УДК 37.016(548)
Управление русскоязычным образованием в Шри-Ланке: проблемы и решения
Ильина Екатерина Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент, декан факультета истории, филологии, управления и права Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6504-0500, Scopus ID: 57192578239, Researcher ID: AAG-3066-2019, SPIN-код: 5632-5866, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Поверинов Игорь Егорович
кандидат социологических наук, доцент, проректор по учебной работе Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова (428015, Российская Федерация, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9077-0046, SPIN-код: 4146-8640, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ильина Светлана Викторовна
кандидат искусствоведения, доцент, проректор по учебной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38), ORCID: https://orcid.org/0009-0009-1883-5448, SPIN-код: 1969-6518, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Хрисанова Елена Геннадьевна
доктор педагогических наук, профессор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5045-5148, Scopus ID: 56575041200, Researcher ID: AAB-9812-2020, SPIN-код: 1870-7305, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Щипцова Анна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета информатики и вычислительной техники Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова (428015, Российская Федерация, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3449-7276, Scopus ID: 57217882105, Researcher ID: ABE-3417-2021, SPIN-код: 4402-1184, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Усиление торгово-экономических, гуманитарных связей между Российской Федерацией и Шри-Ланкой обуславливает необходимость изучения русского языка и координации усилий по взаимодействию всех участников образовательного процесса. Однако механизмы управления русскоязычным образованием в Шри-Ланке недостаточно исследованы, отсутствует системный анализ проблем образовательных учреждений, преподавателей, обучающихся, а также эффективных стратегий их решения. Цель исследования – разработать комплекс институциональных механизмов и мер, ориентированных на повышение эффективности целенаправленного управления русскоязычным образовательным процессом в Шри-Ланке.
Материалы и методы. В ходе исследования был осуществлен сбор данных; проведено социологическое анкетирование среди преподавателей и обучающихся, качественное исследование с применением метода фокус-групп; проанализированы данные и разработаны конкретные рекомендации по функционалу отдела русского языка лингвистического направления деятельности Национального института образования Шри-Ланки.
Результаты исследования. Определены положения по формированию новых управленческих механизмов укрепления позиций для изучения русского языка с учетом местных традиций и особенностей мировосприятия населения. Выявлены ключевые тенденции и закономерности в управлении русскоязычным образованием в Шри-Ланке, включая факторы, влияющие на его развитие и распространение. Разработаны теоретические модели, отражающие возможные сценарии развития ситуации, предложены практические рекомендации по совершенствованию организации обучения русскому языку как иностранному в Шри-Ланке.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость статьи заключается в использовании результатов для подготовки перечня системных мер, которые позволят эффективно управлять русскоязычным образованием в школах Шри-Ланки. Материалы статьи могут быть полезны органам власти в сфере образования и международного сотрудничества, руководителям образовательных организаций Шри-Ланки в целях повышения уровня преподавания русского языка как иностранного.
Ключевые слова: языковая политика, международное сотрудничество, русскоязычное образование в Шри-Ланке, институциональные механизмы, система управления образованием
Финансирование: работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, проект № KLWP-2024-0003.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ильина Е.А., Поверинов И.Е., Ильина С.В., Хрисанова Е.Г., Щипцова А.В. Управление русскоязычным образованием в Шри-Ланке: проблемы и решения. Интеграция образования. 2025;29(2):214–229. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202502.214-229
Вклад авторов:
Е. А. Ильина – разработка концепции исследования; сбор данных; создание метаданных для первоначального и повторного использования; написание черновика рукописи.
И. Е. Поверинов – разработка концепции исследования; разработка методологии исследования.
С. В. Ильина – создание метаданных для первоначального и повторного использования; написание черновика рукописи.
Е. Г. Хрисанова – разработка методологии исследования; написание черновика рукописи.
А. В. Щипцова – создание метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно-исследовательского процесса; визуализация полученных данных.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 26.09.2024;
одобрена после рецензирования 22.10.2024;
принята к публикации 29.10.2024.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильина Е.А., Хрисанова Е.Г., Никитина А.В., Данилова Е.А., Ильина С.В. Анализ и оценка эффективности организационного и методического сопровождения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Шри-Ланки. Science for Education Today. 2024;14(6):258–275. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2406.11
- Каплунова М.Я. Русский язык в современном Китае. Социолингвистика. 2023;(1):60–71. https://doi.org/10.37892/2713-2951-1-13-60-71
- Ван Шо, Космачёва О.Ю., Золотых Л.Г. Русский язык в траектории развития отношений между Китаем и Россией. Научная мысль Кавказа. 2022;(3):99–105. https://elibrary.ru/yfqhmi
- Слуцкий Л.Э., Худоренко Е.А. Особенности современной языковой политики России в ближнем зарубежье. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(1):6–14. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-1-6-14
- Лаврушина Е.В., Малышев С.В., Погорельская С.А. К вопросу об организации курсов открытого образования по изучению русского языка в РЭУ имени Г. В. Плеханова (при поддержке министерства просвещения Российской Федерации). Проблемы современного педагогического образования. 2024;(82–2):114–117. URL: https://clck.ru/3JceiJ (дата обращения: 15.08.2024).
- Небольсина М.С. Особенности организации обучения в Центрах открытого образования на русском языке и обучения русскому языку. Педагогическое образование на Алтае. 2024;(1):23–29. URL: https://journals-altspu.ru/pedagogical-education/article/view/2424 (дата обращения: 15.08.2024).
- Спиридонова Н.А. Мягкие средства продвижения российских ценностей за рубежом: язык, мода, культура. Теории и проблемы политических исследований. 2024:13(1A):12–22. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-politology-2024-1/a2-spiridonova.pdf (дата обращения: 15.08.2024).
- Кульша Д.Н., Рябоконева О.В. Изучение русского языка в университетах Турции: динамика последних лет. Русистика. 2020;18(3):359–370. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-3-359-370
- Бакулина С.Ю., Бондарева В.В., Позднякова О.К. Продвижение русского языка в системе образования Танзании: предпосылки, востребованность, «дефициты» и потенциальные «точки роста». Самарский научный вестник. 2023;12(4):181–188. https://doi.org/10.55355/snv2023124301
- Максимова С.Г., Шерматова С.Н., Омельченко Д.А., Ноянзина О.Е. Институционализация сетевых механизмов функционирования русского мира: аспекты сохранения и продвижения русского языка и культуры за рубежом. Society and Security Insights. 2018;1(4):16–36. https://doi.org/10.14258/ssi(2018)4-01
- Kuznetsova V.V. Promoting the Russian Language and Culture in Spain as a Soft Power Tool of the Russian Federation. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations. 2020;25(3):180–191. http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.3.16
- Khoo Y., Lin J. “Asia as Method” as a Quest of the Spirit and Finding We-Togetherness: A Collaborative Autoethnography. Asia Pacific Education Review. 2023;24:199–211. https://doi.org/10.1007/s12564-023-09827-3
- Ильина Е.А., Ильина С.В., Хрисанова Е.Г., Кириллов А.А. Организационно-педагогические условия осуществления образовательной деятельности на русском языке в системе общего образования Шри-Ланки. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2023;(3):87–96. https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.120.3.011
- Popova S.N., Alles S.S. [Analyzing Errors in English Writing: With Special Reference to University Students in Sri Lanka]. Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022;(38):209–221. Available at: https://new-journal.ru/nomer/38-nomer/ (accessed 15.08.2024).
- Vivekanantharasa R. Education System in Sri Lanka under the Current Economic Crisis. Nauchnyi vestnik Kryma. 2022;(3):9. Available at: https://www.nvk-journal.ru/index.php/NVK/article/view/904 (accessed 15.08.2024).
- Лиянаге Дж.А., Горбулина О.В. Особенности образовательной системы Шри-Ланки. Вестник Университета Правительства Москвы. 2024;(1):29–33. URL: https://mguu.ru/vestnik/osobennosti-obrazovatelnoj-sistemy-shri-lanki/ (дата обращения: 15.08.2024).
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.