DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.154-170
EDN: https://elibrary.ru/mbgugw
УДК 004.9:371
Особенности использования цифровых образовательных инструментов учителями школ
Руднова Наталья Александровна
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2063-2892, Scopus ID: 58246513300, Researcher ID: AAC-9542-2021, SPIN-код: 2568-1314, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Корниенко Дмитрий Сергеевич
доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6597-264X, Scopus ID: 36053200600, Researcher ID: L-5971-2015, SPIN-код: 5115-4075, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Смирнова Яна Константиновна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета (656049, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 61), научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0144, Scopus ID: 57252111200, SPIN-код: 7046-3710, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Использование цифровых технологий – часть образовательного процесса, которая претерпевает изменения ввиду различных воздействующих факторов и появления новых цифровых инструментов. Такие изменения значимы в контексте повышения качества образования и нуждаются в отслеживании. Цель исследования – изучение особенностей применения цифровых образовательных инструментов и поставленных задач.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 594 чел. в возрасте от 20 до 76 лет – учителя начальных, средних и старших классов общеобразовательных школ. Сбор данных осуществлялся с помощью методов математической обработки данных и анкеты «Цифровые технологии в образовательном процессе», направленной на выявление частоты применения цифровых образовательных инструментов.
Результаты исследования. Популярным цифровым инструментом является электронный журнал или дневник, менее часто используются цифровые образовательные ресурсы и системы коммуникации с учениками и родителями. Непопулярным цифровым инструментом оказались электронные учебники. Педагогами чаще применяются цифровые технологии для коммуникации с коллегами и учащимися, реже – для планирования внеурочной деятельности и реализации проектного обучения. Сравнительный анализ продемонстрировал частое применение молодыми специалистами систем учебно-методического планирования, педагогами со стажем более 30 лет – цифровых технологий для анализа посещаемости.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты отражают актуальную ситуацию относительно использования цифровых образовательных инструментов и указывают на высокий уровень интеграции цифровых технологий в учебный процесс. Материалы статьи могут стать основой для уточнения или расширения функций цифровых инструментов, адресного повышения квалификации педагогов с различным стажем, специализацией, местом проживания.
Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, цифровые инструменты в образовательном процессе, интеграция цифровых образовательных ресурсов, задачи использование цифровых технологий, эффективность цифровых инструментов
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Руднова Н.А., Корниенко Д.С., Смирнова Я.К. Особенности использования цифровых образовательных инструментов учителями школ. Интеграция образования. 2025;29(1):154–170. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.154-170
Заявленный вклад авторов:
Н. А. Руднова – применение статистических методов для анализа данных исследования; визуализация результатов исследования; написание черновика рукописи.
Д. С. Корниенко – разработка методологии исследования; применение статистических методов для анализа данных исследования; критический анализ черновика рукописи.
Я. К. Смирнова – осуществление научно-исследовательского процесса; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 17.09.2024;
одобрена после рецензирования 10.10.2024;
принята к публикации 18.10.2024.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Назаров В.Л., Жердев Д.В., Буйначева А.В. Актуальные проблемы цифровой трансформации среднего образования. Образование и наука. 2023;25(4):109–166. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-4-109-166
- Берендеева А.Б., Елизарова А.А. Цифровизация управления: региональный и муниципальный уровни. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2022;71(3):6–17. URL: https://snt.isuct.ru/article/view/4704 (дата обращения: 010.08.2024).
- Kaqinari T., Makarova E., Audran J., Döring A., Göbel K., Kern D. The Switch to Online Teaching during the First COVID-19 Lockdown: A Comparative Study at Four European Universities. Journal of University Teaching and Learning Practice. 2021;18(5). https://doi.org/10.53761/1.18.5.10
- Далгатов М.М., Магомедханова У.Ш., Кимпаева Э.А., Гунашева М.А. Психолого-педагогические проблемы дистанционного обучения в представлениях учителей и родителей. Российский психологический журнал. 2022;19(2):75–88. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.6
- Solovieva Yu., Quintanar L., Plotnikova V.A. Playing Online as Preparation for Mathematics: The Cultural-Historical Approach as an Alternative to Constructivism. Psychology in Russia: State of the Art. 2023;16(3):56–73. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0305
- Haleem A., Javaid M., Qadri M.A., Suman R. Understanding the Role of Digital Technologies in Education: A Review. Sustainable Operations and Computers. 2022;3:275–285. https://doi.org/10.1016/j.susoc.2022.05.004
- Гнедых Д.С., Тихомирова М.А., Яковлева М.В. Психологические детерминанты адаптированности в вузе студентов-первокурсников медицинского факультета в период пандемии COVID-19. Российский психологический журнал. 2022;19(3):95–107. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.3.6
- Королева Д.О., Андреева А.А., Хавенсон Т.Е. Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии. Образование и саморазвитие. 2023;19(2):100–117. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.08
- Veraksa A.N., Kornienko D.S., Chichinina E.A., Bukhalenkova D.A., Chursina A.V. Correlations between Preschoolers’ Screen Time with Gender, Age and Socio-Economic Background of the Families. The Art and Science of Television. 2021;17(3):179–209. https://doi.org/10.30628/1994-9529-17.3-179-209
- Комарова И.И. Детский сад и риски цифровой трансформации. Современное дошкольное образование. 2022;(2):4–15. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15
- Курганский А.М., Гурьянова М.П., Храмцов П.И. Медицинские и социально-педагогические риски использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств: эмпирическое исследование. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2023;20(3):501–525. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-501-525
- Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Сорокова М.Г. Отношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2023;20(2):311–330. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-311-330
- Pettersson F. Understanding Digitalization and Educational Change in School by Means of Activity Theory and the Levels of Learning Concept. Education and Information Technologies. 2021;26:187–204. https://doi.org/10.1007/s10639-020-10239-8
- Белолуцкая А.К., Вачкова С.Н., Патаракин Е.Д. Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик. Образование и саморазвитие. 2023;19(2):37–55. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.04
- Кязимов К.Г. Цифровая образовательная среда как условие для применения цифровых образовательных технологий в УПО. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3556–3565. https://doi.org/10.15372/PEMW20200118
- Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Оценка цифровых образовательных технологий преподавателями вузов. Психологическая наука и образование. 2023;28(1):25–39. https://doi.org/10.17759/pse.2023280101
- Верещагина А.С., Кафарова К.З., Вассунова Ю.Ю. Цифровые инструменты для улучшения процесса обучения и оценки знаний. Проблемы современного педагогического образования. 2024;84(1):52–55. URL: https://clck.ru/3FJRZy (дата обращения: 28.03.2024).
- Фахрутдинова Г.Ж., Ботова Л.Н., Тихонова З.А. Формирование гражданской позиции обучающихся с использованием цифровых образовательных ресурсов. Современное педагогическое образование. 2020;(10):247–250. URL: https://spo-magazine.ru/upload/iblock/298/__СПО_10_2020_1%20(1).pdf (дата обращения: 28.03.2024).
- Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю., Воронина И.Р. Цифровые технологии в образовательном пространстве. Балтийский гуманитарный журнал. 2020;9(2):53–56. URL: https://landrailbgz.ru/wp-content/uploads/2024/02/BGZ-2020-2_30.06.2020.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
- Мифтахова А.Н. Шкала оценивания дизайна цифровых образовательных ресурсов для детей. Филология и культура. Philology and Culture. 2021;(2):252–257. https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-64-2-252-257
- Yu E. Student-Inspired Optimal Design of Online Learning for Generation Z. Journal of Educators Online. 2020;17(1). Available at: https://www.thejeo.com/archive/2020_17_1/yu (accessed 28.03.2024).
- Klašnja-Milićević A., Ivanović M. E-learning Personalization Systems and Sustainable Education. Sustainability. 2021;13(12):6713. https://doi.org/10.3390/su13126713
- Бушкова-Шиклина Э.В., Кушова И.А. Виртуальный социальный капитал: особенности сетевых и игровых ресурсов в развитии познавательной и учебной активности старшеклассников. Перспективы науки и образования. 2022;(1):577–593. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.37
- Porto A.C., Slavov R., Pimenta M.A. Teacher Professional Development and Media Education in a Virtual Learning Environment. Education and Self Development. 2023;19(2):27–36. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.03
- Dancsa D., Štempeľová I., Takáč O., Annuš N. Digital Tools in Education. International Journal of Advanced Natural Sciences and Engineering Researches. 2023;7(4):289–294. https://doi.org/10.59287/ijanser.717
- Мазниченко М.А., Лопатинский Д.В. Какие задачи может решать учитель с помощью цифровых технологий? Школьные технологии. 2020;(3):98–103. EDN: PVIJMM
- Vysotskaya E.V., Lobanova A.D. “Interstellar Wanderers:” Digital Support for Teaching Place Value within the Activity Approach Framework. Psychology in Russia: State of the Art. 2023;16(4):21–36. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0402
- Богатырева Ю.И., Привалов А.Н., Ситникова Л.Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса. Современные проблемы науки и образования. 2022;(5). https://doi.org/10.17513/spno.32072
- Худякова Т.Л., Гридяева Л.Н., Клепач Ю.В., Петросянц В.Р. Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения. Национальный психологический журнал. 2022;(4):132–143. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0412
- AlAfnan M.A., Dishari S., Jovic M., Lomidze K. ChatGPT as an Educational Tool: Opportunities, Challenges, and Recommendations for Communication, Business Writing, and Composition Courses. Journal of Artificial Intelligence and Technology. 2023;3(2):60–68. https://doi.org/10.37965/jait.2023.0184
- Раицкая Л.К., Ламбовска М.Р. Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований. Интеграция образования. 2024;28(1):10–21. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021
- Ощепкова Е.С., Шатская А.Н. Особенности развития связной речи у детей 6–8 лет в зависимости от уровня развития регуляторных функций. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2023;46(3):261–284. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-36
- Разливинских И.Н., Новоселова С.П. Характеристика дистанционных образовательных технологий, используемых в процессе обучения младших школьников. Научное обозрение. Педагогические науки. 2022;(2):36–40. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2426 (дата обращения: 28.03.2024).
- Joukova E.S., Bogoyavlenskaya D.B., Artemenkov S.L. The Main Characteristics of the Intellectual and Personal Development of Today’s Primary Schoolchildren. New Ideas in Child and Educational Psychology. 2023;3(1–2):48–67. https://doi.org/10.11621/nicep.2023.0403
- Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Удовлетворенность общением подростков и молодежи во время пандемии COVID‐19. Национальный психологический журнал. 2023;18(2):66–78. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0205
- Будкина А.В., Резер Т.М. Сравнительный анализ российского и западного инструментов диагностики цифровой компетентности педагогов. Современные проблемы науки и образования. 2024;(2). https://doi.org/10.17513/spno.33330
- Гаязова Н.Т., Галеева А.З., Мусинова О.Ю. Цифровая грамотность педагога как ключевая компетенция учителя XXI в. Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2020;(3):226–236. EDN: OFOROJ
- Бурмистрова М.Н., Зиновьева М.П., Фирсова Т.Г. Цифровая компетентность педагога как показатель трансформации образовательной среды: на примере Саратовского региона. Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2022;11(4):367–383. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-4-367-383
- Игонина Е.В., Поваляева О.Н., Котлярова О.А. Цифровая компетентность российских учителей (результаты эмпирического исследования на примере Липецкой области). Перспективы науки и образования. 2022;(6):625–643. https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.38
- Wang J., Tigelaar D.E.H., Admiraal W. Rural Teachers’ Sharing of Digital Educational Resources: From Motivation to Behavior. Computers and Education. 2021;161:104055. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104055
- Асадуллин Р.М., Сергиенко И.В., Сергиенко Е.Б., Крымова М.А. Цифровые технологии в профессиональной деятельности сельского учителя. Педагогический журнал Башкортостана. 2021;94(4):76–91. http://doi.org/10.21510/1817-3292-2021-94-4-76-91
- Кашицин В.П., Соловейчик А.С., Соловейчик Н.А., Бузоева М.Д. Факторы цифровой трансформации сферы общего образования. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020;19(3):102–111. EDN: PBARYY
- Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска. Мир России. Социология. Этнология. 2022;31(2):26–50. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50
- Blundell C., Mukherjee M., Nykvist S. A Scoping Review of the Application of the SAMR Model in Research. Computers and Education Open. 2022;3:100093. https://doi.org/10.1016/j.caeo.2022.100093
- Суханов Д.А. Повышение квалификации педагогов в условиях дистанционного обучения: слагаемые успеха. Отечественная и зарубежная педагогика. 2021;1(3):91–105. EDN: RMBXHF
- Камарини Г., Котова М.Б., Пиуркоски Ф.П., Тужикова Е.С., Фрогери Р.Ф., Португал Юниор П.С. Ценности российских и бразильских педагогов: сравнительный анализ. Психология чловека в образовании. 2023;5(2):258–271. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-258-271
- Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов. Психологическая наука и образование. 2015;20(4):5–18. https://doi.org/10.17759/pse.2015200401
- Петраш Е.А., Сидорова Т.В. Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020;5(5):604–609. https://doi.org/10.30853/ped200144
- Емелин В.А., Рассказова Е.И., Иванова Т.Ю. Профессиональная идентичность и удовлетворенность профессиональной деятельностью как факторы благополучия на рабочем месте. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2022;45(4):115–135. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.04.05
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.