Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.114-131

EDN: https://elibrary.ru/mcpwtu

УДК 004.9-027.45:303-053.6

 

Цифровая безопасность подростков: социологический анализ

Ушкин Сергей Геннадьевич
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра социально-экономического мониторинга (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39а), исследовательский менеджер Всероссийского центра изучения общественного мнения (119034, Российская Федерация, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 38), младший научный сотрудник МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4317-6615, Scopus ID: 55489629800, Researcher ID: E-7455-2017, SPIN-код: 1894-6660, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Коваль Екатерина Александровна
доктор философских наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) (430003, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 6), профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0069-5335, Scopus ID: 57202425856, Researcher ID: A-5797-2015, SPIN-код: 7939-4818, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мартынова Марина Дмитриевна
кандидат философских наук, доцент МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1244-9721, Scopus ID: 57225145640, Researcher ID: HKN-1837-2023, SPIN-код: 1287-0833, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Рост объемов персональных данных, размещаемых пользователями на платформах социальных сетей, интенсификация сбора пользовательского контента для машинного обучения представляет собой значимый вызов информационного общества. Влияние новых цифровых инструментов на стратегии обеспечения пользователями своей безопасности в сети Интернет требует тщательного изучения. В фокусе работы – подростки, которые представляют одну из рискогенных групп. Цель исследования – определение представлений подростков об опасениях, связанных с их персональными данными, а также их сравнение в двух разных российских регионах.
Материалы и методы. Эмпирическая база представлена данными социологического исследования, проведенного в 2023–2024 гг. методом онлайн-опроса среди учащихся 8–11 классов в двух российских регионах – Республике Мордовия и Донецкой Народной Республике. Выборка квотная, репрезентирует каждый из регионов по отдельности.
Результаты исследования. Полученные результаты демонстрируют беспокойство половины опрошенных относительно сбора персональных данных. Преобладающая часть респондентов негативно относится к попаданию данных и размещаемого контента в большие массивы и использованию для машинного обучения. Российские подростки амбивалентно относятся к конфиденциальности в цифровом пространстве. Фиксируется «парадокс конфиденциальности», когда пользователи, осознавая негативные последствия, продолжают размещать информацию о себе с целью сиюминутной выгоды. Сбор данных для обучения нейросетей воспринимается отрицательно. Забота о цифровой безопасности не является распространенной практикой, что релевантно для подростков обоих регионов, хотя школьники из Донецкой Народной Республики испытывают по этому поводу повышенную тревожность.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть использованы для разработки образовательных программ и практических рекомендаций, направленных на повышение цифровой грамотности и формирование осознанных практик защиты персональных данных среди подростков, что является ключевым в условиях ведения гибридных войн и распространения мошеннических действий в виртуальном пространстве.

Ключевые слова: цифровая безопасность школьников, цифровые риски, защита персональных данных, большие данные, парадокс конфиденциальности, иллюзия приватности, большие языковые модели

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01288 (https://rscf.ru/project/23-28-01288/).

Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам за аргументированные замечания и рекомендации по доработке статьи; студентам МГУ им. Н. П. Огарёва Асташовой Е., Вдовиной А., Кастолиной А., Квашенковой Е., Лысенковой В., Самосудову Е. за организацию полевого этапа исследования в Республике Мордовия, студенту Донецкого государственного университета Занину Е. – в Донецкой Народной Республике.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ушкин С.Г., Коваль Е.А., Мартынова М.Д. Цифровая безопасность подростков: социологический анализ. Интеграция образования. 2025;29(1):114–131. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.114-131

Заявленный вклад авторов:
С. Г. Ушкин – разработка концепции исследования; визуализация результатов исследования; написание черновика рукописи.
Е. А. Коваль – разработка методологии исследования; проведение исследования; критический анализ черновика рукописи.
М. Д. Мартынова – управление планированием и проведением исследования; написание черновика рукописи, критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.07.2024;
одобрена после рецензирования 04.10.2024;
принята к публикации 11.10.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками. Социологические исследования. 2015;(5):123–130. URL: https://www.socis.isras.ru/article/5226 (дата обращения: 19.06.2024).
  2. Barnes S.B. APrivacy Paradox: Social Networking in the United States. First Monday. 2006;11(9):1394. https://doi.org/10.5210/fm.v11i9.1394
  3. Youn S. Parental Influence and Teens’ Attitude toward Online Privacy Protection. Journal of Consumer Affairs. 2008;42(3):362–388. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.2008.00113.x
  4. Мальцева Н.Н., Новак М.В. Медиаграмотность, безопасность и социализация личности в цифровом пространстве: обзор отечественной и зарубежной аналитики. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023;9(1):207–212. URL: https://rrhumanities.ru/journal/article/3027/ (дата обращения: 14.07.2024).
  5. Tomczyk Ł., Eger L. Online Safety as a New Component of Digital Literacy for Young People. Integration of Education. 2020;24(2):172–184. https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.172-184
  6. Филиппов В.М., Насонкин В.В., Папачараламбоус Ч. Права и интересы детей в информационной сфере: реформирование законодательства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019;10(2):362–372. https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.211
  7. Young S. Zoombombing Your Toddler: User Experience and the Communication of Zoom’s Privacy Crisis. Journal of Business and Technical Communication. 2020;35(1):147–153. http://dx.doi.org/10.1177/1050651920959201
  8. Semantha F.H., Azam S., Shanmugam B., Yeo K.C. PbDinEHR: A Novel Privacy by Design Developed Framework Using Distributed Data Storage and Sharing for Secure and Scalable Electronic Health Records Management. Journal of Sensor and Actuator Networks. 2023;12(2):36. https://doi.org/10.3390/jsan12020036
  9. Ушкин С.Г. Практики сбора персональных данных и их восприятие в общественном сознании. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024;(77):251–261. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001145764?y=0&x=0 (дата обращения: 14.07.2024).
  10. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Персональные данные и дети: вопросы безопасности. Эпоха науки. 2017;(12):92–102. URL: http://eraofscience.com/EofS/Vypyski2017/December2017g/12-dekabr_2017_g..pdf#page=93 (дата обращения: 14.07.2024).
  11. Hoffmann A.L. Where Fairness Fails: Data, Algorithms, and the Limits of Antidiscrimination Discourse. Information, Communication and Society. 2019;22(7):900–915. https://doi.org/10.1080/1369118X.2019.1573912
  12. Мухамадиева К.Б. Искусственный интеллект в развитии молодежи. Образование и проблемы развития общества. 2021;(2):27–33. EDN: DDJAGW
  13. Медведева М.В. Риски использования нейросетевых технологий в коммуникациях молодежи. Российская школа связей с общественностью. 2023;(30):139–151. https://doi.org/10.24412/2949-2513-2023-30-139-151
  14. Hummel P., Braun M., Dabrock P. Own Data? Ethical Reflections on Data Ownership. Philosophy and Technology. 2021;34:545–572. https://doi.org/10.1007/s13347-020-00404-9
  15. Маринова Е.В. Терминотворчество в русскоязычном дискурсе о «цифре». Terra Linguistica. 2023;14(3):61–79. https://doi.org/10.18721/JHSS.14306
  16. Бегишев И. Cемантический анализ термина «цифровая безопасность». Юрислингвистика. 2021;(20):24–38. https://doi.org/10.14258/leglin(2021)2005
  17. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды. Перспективы науки и образования. 2019;(2):167–193. https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.14
  18. Пинкевич Т.В., Нестеренко А.В. Нарушение неприкосновенности частной жизни при использовании технологии «Больших данных». Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019;2019(3):143–147. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2019-3-143-147
  19. Овчинников А.И., Ахрамеева О.В., Воронцов С.А., Кожокарь И.П., Кравченко А.Г., Мамычев А.Ю., и др. Цифровая безопасность личности, общества и государства в условиях глобализации: юридические механизмы обеспечения. Обзор сессии в рамках ПМЮФ 2019 г. Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2019;6(2):111–122. URL: https://urvestnikpravo.sfedu.ru/index.php/Vestnikurfaksfedu/issue/view/6 (дата обращения: 14.07.2024).
  20. Селюнина С.В., Горбачева Н.А. Теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности детей и подростков в глобальной сети. Здоровье населения и среда обитания. 2017;(8):11–17. EDN: ZEVTPP
  21. Chang V., Golightly L., Xu Q.A., Boonmee T., Liu B.S. Cybersecurity for Children: An Investigation into the Application of Social Media. Enterprise Information Systems. 2023;17(11):2188122. https://doi.org/10.1080/17517575.2023.2188122
  22. Самохина Н.Н. Безопасность личности в интернет-пространстве: установление и защита новых границ конфиденциальности. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023;(1):148–154. URL: https://esgi-miet.ru/images/Stati20231/ESGI_2023_1-37_1.indd.pdf (дата обращения: 14.07.2024).
  23. Чеснокова Л.В. Размывание границы между публичностью и приватностью в социальных сетях и парадокс приватности. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2021;(2):22–38. https://doi.org/10.17726/philIT.2021.2.2
  24. Holvoet S., De Jans S., De Wolf R., Hudders L., Herrewijn L. Exploring Teenagers’ Folk Theories and Coping Strategies Regarding Commercial Data Collection and Personalized Advertising. Media and Communication. 2022;10(1):317–328. https://doi.org/10.17645/mac.v10i1.4704
  25. Barth S., de Jong M.D.T. The Privacy Paradox – Investigating Discrepancies between Expressed Privacy Concerns and Actual Online Behavior – A Systematic Literature Review. Telematics and Informatics. 2017;34(7):1038–1058. https://doi.org/10.1016/j.tele.2017.04.013
  26. Park Y.J. Digital Literacy and Privacy Behavior Online. Communication Research. 2013;40(2):215–236. https://doi.org/10.1177/0093650211418338
  27. Wisniewski P. The Privacy Paradox of Adolescent Online Safety: A Matter of Risk Prevention or Risk Resilience? IEEE Security and Privacy. 2018;16(2):86–90. https://doi.org/10.1109/MSP.2018.1870874
  28. Руденкин Д.В. Уровень развития навыков цифровой гигиены современной российской молодежи: итоги социологического исследования. Социодинамика. 2022;(1):36–55. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.1.37487
  29. Maier E., Doerk M., Reimer U., Baldauf M. Digital Natives Aren’t Concerned Much about Privacy, or Are They? i-com. 2023;22(1):83–98. https://doi.org/10.1515/icom-2022-0041
  30. Vespoli G., Taddei B., Imbimbo E., De Luca L., Nocentini A. The Concept of Privacy in the Digital World According to Teenagers. Journal of Public Health. 2024. https://doi.org/10.1007/s10389-024-02242-x
  31. Костина С.Н., Новикова О.Н. Как старшие подростки оценивают влияние цифровых технологий на учебную деятельность? Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023;(74):190–205. EDN: JGXWML
  32. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В, Пежемская Ю.С. Психологические проблемы подростков и интернет-среда: диагностика и способы совладания. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023;(3):72–85. URL: https://www.rfbr.ru/storage/library/vestnik/pdf/60ec69f0960d62e139cea159f61fdc2c.pdf (дата обращения: 14.07.2024).
  33. Каркищенко Е.А. Анкетные данные в социальной сети как репрезентация гендерной идентичности подростка. Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2013;(3):160–167. URL: https://vestnik.philol.msu.ru/issues/VMU_9_Philol__2013_3.pdf (дата обращения: 25.02.2024).
  34. Борисенко Е.В., Дозорцева Е.Г. Мотивационно-смысловые характеристики участия в секстинге несовершеннолетних девочек. Психология и право. 2023;13(3):3–15. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130301
  35. Глухов А.П., Соломина И.Г. Факторы киберсоциализации и цифровая грамотность обучающихся. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024;(78):146–156. EDN: ETWKAM36 De Leyn T., Waeterloos C., De Wolf R., Vanhaelewyn B., Ponnet K., De Marez L. Teenagers’ Reflections on Media Literacy Initiatives at School and Everyday Media Literacy Discourses. Journal of Children and Media. 2021;16(2):221–239. https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1952463
  36. De Leyn T., Waeterloos C., De Wolf R., Vanhaelewyn B., Ponnet K., De Marez L. Teenagers’ Reflections on Media Literacy Initiatives at School and Everyday Media Literacy Discourses. Journal of Children and Media. 2021;16(2):221–239. https://doi.org/10.1080/17482798.2021.1952463
  37. Whelan E., Lang M., Butler M. Beyond Lazy; External Locus of Control as an Alternative Explanation for the Privacy Paradox. Internet Research. 2024;35(1):349–379. https://doi.org/10.1108/INTR04-2023-0282

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License