Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.081-096

EDN: https://elibrary.ru/gtifkq

УДК 37-053.81(470+571)

 

Знания-убеждения и убежденность как главный ориентир воспитания и обучения молодежи России

Лихолетов Валерий Владимирович
доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры экономической безопасности Южно-Уральского государственного университета (454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7131-7302, Scopus ID: 56115438500, SPIN-код: 8012-8163, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Абдуллин Асат Гиниатович
доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии управления и служебной деятельности Южно-Уральского государственного университета (454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0804-6148, Scopus ID: 57219331935, SPIN-код: 6300-8361, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Специальная военная операция на Украине позволила обнаружить недочеты системы воспитания и обучения в России, актуализировала внимание ученых и педагогов-практиков к проблемам формирования у молодежи целостной картины мира, убеждений, гражданственности, патриотизма и высокой нравственности. Необходимым стал критический анализ накопленного опыта и поиска надежных ориентиров воспитательной работы. Цель исследования – анализ проблем воспитания-обучения отечественной молодежи и выявление эффективных средств формирования у молодых людей надежных знаний-убеждений и убежденности.
Материалы и методы. В исследовании использованы междисциплинарный и исторический подходы, проанализирован массив философско-социологических, психолого-педагогических источников проблем формирования убеждений. Осуществлено моделирование на основе синтеза идей «воспитывающего обучения», «народного воспитания», «развивающего обучения» и становления гармоничной нравственной личности, а также закономерностей функционирования и развития систем, выявленных при разработке теорий решения изобретательских задач и развития творческой личности. Предложены концептуальные модели разноуровневых знаний, восхождения человека к убежденности и системному мировоззрению.
Результаты исследования. Развитие устойчивых знаний-убеждений видится главным ориентиром процессов воспитания-обучения молодежи при реализации национального воспитательного идеала как основы становления образованных и патриотично настроенных граждан страны. Предложенные концептуальные модели (формирование знаний при воспитании и обучении, восхождение человека к убежденности и системному мировоззрению) отражают кумулятивный во времени и переменный характер знаний по степени их устойчивости – неустойчивости, смещение зон обученности и образованности человека, динамику «включения» рефлексии в сознание молодых людей при построении ими целостной картины мира.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в научный анализ актуальной проблемы формирования убеждений отечественной молодежи и определения путей эффективной реализации национального воспитательного идеала.

Ключевые слова: знания-убеждения как ориентир воспитания, национальный воспитательный идеал молодежи России, служение Отечеству, воспитывающее обучение, народное воспитание, развивающее обучение

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г. Знания-убеждения и убежденность как главный ориентир воспитания и обучения молодежи России. Интеграция образования. 025;29(1):81–96. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.081-096

Заявленный вклад авторов:
В. В. Лихолетов – разработка концепции; разработка методологии исследования; проведение исследования; написание черновика рукописи.
А. Г. Абдуллин – разработка методологии исследования; проведение исследования; критический анализ черновика рукописи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 16.08.2024;
одобрена после рецензирования 11.10.2024;
принята к публикации 18.10.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдуллин А.Г., Лихолетов В.В., Рябова И.Г. Самоопределение и самореализация молодежи России: социально-нравственные и психолого-педагогические аспекты проблемы. Интеграция образования. 2021;25(3):440–462. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.440-462
  2. Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г. Педагог и наставник – ключевые фигуры формирования образовательно-технологического суверенитета страны. Интеграция образования. 2023;27(30):468–489. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.468-489
  3. Григорьев Д.В. Духовное и социальное в воспитании человека: размышления о новой концепции. Социальная педагогика. 2010;(2):16–22. EDN: NCXBAF
  4. Шувалов А.В. Уровни реализации национального воспитательного идеала. Воспитание школьников. 2014;(6):12–26. EDN: SIRBYB
  5. Торопов А.Н. Проблемы формирования убеждений личности в психолого-педагогической литературе. Вестник Московского университета МВД России. 2010;(1):26–30. EDN: MSWIOP
  6. Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г., Караваев А.Ф. Воспитание молодежи в духе служения Отечеству как ключевая проблема системы образования и главный ориентир национальной безопасности. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024;29(2):146–158. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2024-297-146-158
  7. Лазарева Ю.А., Строков А.А. Служение Отечеству – основа сохранения традиционных ценностей России. Вопросы экономики и права. 2023;(9):37–40. https://doi.org/10.14451/2.183.37
  8. Красильникова М.Б. Миф о Софии в контексте переходной эпохи. Обсерватория культуры. 2017;14(1):114–120. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-1-114-120
  9. Пацула А.В., Косинская Н.Б., Зырянова О.В. Экономика гибридной мировой войны. Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Сер.: Экономика и управление. 2023;(22):8–11. EDN: EWZLPT
  10. Склярова Е.А. Вера, знание, убеждение в различных мировоззренческих проекциях. Социум и власть. 2016;(1):21–24. URL: https://siv74.ru/images/downloads/arhivnomerov/2016/2016_1.pdf (дата обращения: 22.07.2024).
  11. Нехорошева И.В. Нравственные убеждения личности и научные подходы к их изучению. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022;(4):76–89. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nravstvennye-ubezhdeniya-lichnosti-i-nauchnyepodkhody-k-ikh-izucheniyu.html (дата обращения: 22.07.2024).
  12. Груданов И. Роль убеждения и веры в познавательной деятельности. Вестник Тамбовского университета. Сер.: Общественные науки. 2016;2(4):5–13. EDN: XQRRLF
  13. Двойнин А.М. Проблема веры в психологии: историко-теоретический обзор. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2013;(3):113–128. URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/4/30/article/2296 (дата обращения: 22.07.2024).
  14. Лихолетов В.В. Моделирование мыследеятельности и типология задачных систем. Школьные технологии. 2002;(1):51–62. URL: https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2002-1/modelirovanie-misledeyatelnosti-i-tipologiya-zadachnih-sistem- (дата обращения: 22.07.2024).
  15. Годлевская Е.В., Лихолетов В.В. Концептуальная модель формирования системной инженерной компетентности: сущность и дидактический инструментарий. Инженерное образование. 2018;(24):85–93. EDN: NMDRIS
  16. Майрансаева З.К. Трудовое воспитание и реформы образования в конце XX – начале XXI вв. Вестник Новгородского государственного университета. 2007;(42):36–38. EDN: MUNYRX
  17. Абдуллин А.Г., Лихолетов В.В., Караваев А.Ф. «Спасательный круг» профилактики ухудшения здоровья молодежи в эпоху цифровой трансформации образования. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022;27(2):173–188. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-289-173-188
  18. Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г., Караваев А.Ф. Нужен «новый» ликбез: старые и новые проблемы системы воспитания и образования в России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023;28(2):161–176. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2023-293-161-176
  19. Князева Е.Н. Мудрость среды: идеи Ф. де Соссюра, Ф. Гваттари, Р. Тома в контексте развития биосемиотики. Философские науки. 2016;(9):61–76. URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/233 (дата обращения: 22.07.2024).
  20. Кузнецова О.Е. Социальные представления о «герое нашего времени» у студентов разной профессиональной направленности. Национальный психологический журнал. 2018;11(3):139–147. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0313
  21. Ильичев Н.М. Роль доказательства в формировании у воинов убежденности, веры. Военная мысль. 2009;(3):52–58. EDN: THDDBB

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License