Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.028-­048

EDN: https://elibrary.ru/ubzooy

УДК 008:37:811.161.1(676.2)

 

Анализ ресурса межкультурной модели как инструмента проектирования образовательной деятельности на русском языке в Республике Кения

Лемская Валерия Михайловна
кандидат филологических наук, заместитель директора Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3644-3463, Scopus ID: 57148428900, Researcher ID: AAQ-6548-2021, SPIN-код: 4639-0510, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Курьянович Анна Владимировна
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3247-3975, Scopus ID: 57221665908, Researcher ID: JHT-8265-2023, SPIN-код: 2715-8557, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Зюбанов Вадим Юрьевич
кандидат педагогических наук, начальник управления международного сотрудничества Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5032-4543, Scopus ID: 56381611000, Researcher ID: F-1468-2017, SPIN-код: 6786-1330, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Агеева Анна Владимировна
эксперт управления международного сотрудничества Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9901-4741, Researcher ID: JHU-2642-2023, SPIN-код: 4243-4072, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Включенность России в поликультурное взаимодействие определяет актуальность проблемы продвижения образовательной деятельности на русском языке за рубежом. В связи с расширением контактов между Россией и Африкой необходимым представляется рассмотрение обозначенного вопроса с учетом страновой специфики взаимодействующих лингвокультурных сообществ. В доступных исследованиях недостаточно внимания уделяется проектированию образовательной деятельности на русском языке в странах Восточной Африки (в Республике Кения). Цель исследования – анализ функциональных возможностей межкультурной модели для продвижения русского языка, русской культуры и стандартов российского образования в Республике Кения.
Материалы и методы. Комплексная теоретико­экспериментальная методология исследования включает аналитический обзор, систематизацию и обобщение научной информации, социологический опрос в форме онлайн­анкетирования и прием моделирования. В анкетировании приняли участие 167 чел. – потенциальных обучающихся Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Республике Кения. Данные обработаны методом статистического подсчета и обобщения. Материалом исследования выступили факты русской и кенийской культур.
Результаты исследования. Разработана образовательная модель, в качестве научного обоснования которой представлены ключевые положения теории межкультурной коммуникации. Единицами модели рассматриваются паттерны культуры ‒ устойчивые, аксиологически значимые для конкретного культурного сообщества формы проявления национального сознания и национальной идентичности. Выявлены черты своеобразия, способные проявиться в случае интеграции созданной модели в образовательное пространство Кении. Проанализированы факторы содержательного наполнения этой модели: привлечение русского языка как средства межкультурного диалога и инструмента осуществления образовательной деятельности, лингвокультурологические проявления ментальности взаимодействующих народов. Посредством анкетирования получены данные, объективирующие содержание проектируемой модели, приблизив его в максимальной степени к запросам носителей кенийской культуры.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи вносят вклад в разработку проблемы организации учебных заведений в современном поликультурном пространстве, продвижения стандартов российского образования, русского языка и русской культуры в странах Африки, в частности в Республике Кения, с использованием ресурса межкультурной образовательной модели.

Ключевые слова: теория межкультурной коммуникации, паттерны культуры, лингвокультура, образовательная межкультурная модель, образовательное пространство стран Африки, Международная общеобразовательная школа, образовательная деятельность на русском языке в Республике Кения

Финансирование: работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, тема «Исследование потребностей и запросов на образование на русском языке и изучение русского языка и русской культуры в Республике Кения с целью их эффективного продвижения» (№ QZOY-­2024­-0014).

Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам, чьи комментарии помогли улучшить структуру и содержание статьи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лемская В.М., Курьянович А.В., Зюбанов В.Ю., Агеева А.В. Анализ ресурса межкультурной модели как инструмента проектирования образовательной деятельности на русском языке в Республике Кения. Интеграция образования. 2025;29(1):28–48. https://doi.org/10.15507/1991­9468.029.202501.028­048

Заявленный вклад авторов:
В. М. Лемская – осуществление научно­-исследовательского процесса, включая сбор данных; применение формальных методов для анализа данных; визуализация результатов исследования.
А. В. Курьянович – разработка концепции исследования; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно-исследовательского процесса; написание черновика рукописи.
В. Ю. Зюбанов – управление планированием и проведением исследования; осуществление научно­-исследовательского процесса; критический анализ черновика рукописи.
А. В. Агеева – деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 02.08.2024;
одобрена после рецензирования 30.08.2024;
принята к публикации 06.09.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хромых А.С. Русские школы за рубежом в условиях быстроменяющегося мира: проблемы и перспективы. Социально-политические исследования. 2022;(3):168–183. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-3-16-168-183
  2. Курамина Н.В. Русская школа за рубежом: исторический опыт и современность в отражении отечественной историографии. Вестник РГГУ. Сер.: Евразийские исследования. История.Политология. Международные отношения. 2023;(3):41–58. EDN: LSOGEO
  3. Аверин В.А. Культурологическая концепция образования и условия ее реализации. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.2006;6(1):5–10. EDN: JWMOJN
  4. Большакова О.Б., Терехова Т.А. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компетентности (Ч. 1). Психология в экономике и управлении. 2011;(2):84‒96. EDN: SJKGBF
  5. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур. Педагогика. 2000;(2):105‒107. URL: https://clck.ru/3FsGFK (дата обращения: 20.07.2024).
  6. Лобанов И.В. Образование в сфере культуры в контексте межкультурного диалога. Вестник Московского государственного университета культуры иискусств. 2015;(3):11‒22. URL: https://sciup.org/obrazovanie-v-sfere-kultury-v-kontekste-mezhkulturnogo-dialoga-144160434 (дата обращения: 20.07.2024).
  7. Ильяева И.А., Хованова Е.В. Теоретическая модель межкультурных коммуникаций в образовательном пространстве вуза. Вестник Томского государственного университета.2008;(315):48‒49. URL: https://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=828 (дата обращения: 20.07.2024).
  8. Ким-Малони А.А. Перспектива интерпретации культурных ценностей по данным фольклора (на примере этносов Кении и сопредельных регионов). Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2023;(3):110–118. https://doi.org/10.23951/2307-6119-2023-3-110-118
  9. Munyaya E.J. Kigiryama Folklore and Its Impact on Teaching Language in Lower Primary. IAR Journal of Humanities and Cultural Studies. 2020;1(2):86–94. Available at: https://clck.ru/3FsGR6 (accessed 20.07.2024).
  10. Грибанова В.В., Уланова Н.С. Цифровая трансформация образования в странах Африки южнее Сахары: общие тенденции и опыт Кении и Уганды. Азия и Африка сегодня. 2022;(12):54‒61. https://doi.org/10.31857/S032150750023563-1
  11. Калиниченко Л.Н., Новикова З.С. Развитие экосистемы цифровых инноваций Кении. Азия и Африка сегодня. 2022;(10):49–56. https://doi.org/10.31857/S032150750022720-4
  12. Абрамова И.О. Россия и Китай в Африке: конкуренты или партнеры? Азия и Африка сегодня. 2020;(9):4–9. https://doi.org/10.31857/S032150750010853-0
  13. Карпов Г.А. Школьное образование в колониальной Кении. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2023;(1):115‒124. https://doi.org/10.31857/S086919080023123-2
  14. Матвеева Н.Ф. Школьное образование в Кении: роль инициативы «снизу». Азия и Африка сегодня. 2013;(3):34‒37. EDN: QBINKB
  15. Чепкируи Р.Г. Образование в Кении: состояние и новые тенденции в начале XXI в. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Международные отношения. 2011;(1):85‒90. URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/10477/9928 (дата обращения: 15.09.2023).
  16. Смокотин В.М. Языковое и культурное разнообразие и проблемы сохранения этнокультурной идентичности в Африке южнее Сахары. Язык и культура. 2010;(3):89‒98. EDN: NBNPBB
  17. Зинькина Ю.В., Кобзева С.В., Коротаев А.В., Тищенко С.М., Халтурина Д.А. Образ России в Восточной Африке (на примере Кении и Танзании). Азия и Африка сегодня. 2010;(7):9–12. URL: https://asaf-today.ru/s0321-50750000619-6-1-ru-202/ (дата обращения: 15.09.2023).
  18. Курьянович А.В. Обучение на русском языке в кенийской общеобразовательной школе: основные вопросы методического сопровождения. Научно-педагогическое обозрение. 2023;(5):58–69. URL: https://journals.rcsi.science/2307-6127/article/view/270071 (дата обращения: 15.09.2023).
  19. Желизнык М.Н. Онлайн фокус-группы: методическая рефлексия. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023;15(2):51–71. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.2.3
  20. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture. 2011;2(1):8. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License