Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.010-027

EDN: https://elibrary.ru/yqlmbd

УДК 004.9:008:811.161.1(6)

 

Возможности применения цифровых медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки

Летина Наталия Николаевна
доктор культурологии, доцент, профессор кафедры культурологии, начальник отдела научных исследований Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1884-7827, Scopus ID: 57190950703, Researcher ID: S-8538-2016, SPIN-код: 5326-0502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тарханова Ирина Юрьевна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, директор института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7166-650X, Scopus ID: 57205532756, Researcher ID: A-4057-2014, SPIN-код: 4366-4145, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Важность изучения возможностей применения цифровых медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки обусловлена необходимостью организации культурно-просветительской деятельности России за рубежом в ответ на современные социальные, политические и экономические вызовы. Остаются нерешенными проблемы комплексного анализа факторов цифровизации образовательных процессов в регионе, выявления интересов местного населения к изучению русского языка и культуры, предпочтений потенциальной целевой аудитории по использованию цифровых средств для обучения, определения условий реализации программ по продвижению русского языка и культуры в регионе. Цель исследования – проанализировать на примере Республик Кот-д’Ивуар и Гана возможности применения цифровых дидактических решений для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки.
Материалы и методы. В качестве респондентов выступили 92 африканских студента, разделенных на две группы, различающихся по интегрированности в русскую культуру и изучению русского языка. Инструментарий разрабатывался на основе методологии социокультурного подхода, в основе которого лежит учет культурных образцов и норм поведения при проектировании образовательных практик. Исследование проводилось в три этапа при дифференциации выборки по геополитическому, лингвистическому, образовательному принципу с помощью онлайн-анкетирования и фокус-группы. Разработанный алгоритм способствовал выявлению, корректировке и определению релевантных маркеров потенциала и рисков цифровизации медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки.
Результаты исследования. Выявлены маркеры возможностей и ограничений создания цифрового контента для стран Западной Африки: мировоззренческая корреляция образа России с русским языком и русской культурой, позитивное восприятие страны, значимость высшего образования и академических обменов, стремление к получению информации через средства актуальной медиасреды. Определены коммуникативные приоритеты африканских студентов: групповые офлайн-контакты с использованием аудиовизуального контента, поддержка очного общения дополнительными материалами в социальных сетях и мессенджерах. Для научной дискуссии представлены триггеры риска продвижения цифровых продуктов: недостаточный уровень развития и доступности сотовой связи, сети Интернет, информационных технологий в Западной Африке, низкая цифровая грамотность населения; устойчивый коммуникативный приоритет живого коллективного общения; ограничения в отношении использования социальных сетей и программного обеспечения.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть полезны исследователям социокультурных основ изучения русского языка как иностранного, разработчикам российских культурных и образовательных проектов, преподавателям центров открытого образования на русском языке в Африке.

Ключевые слова: популяризация русского языка и культуры в странах Западной Африки, русский язык как иностранный, культурно-просветительская деятельность, цифровая дидактика, медиадидактические средства, международная интеграция

Финансирование: исследование выполнено при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания на НИР № 073-00036-24-04, тема «Обоснование и разработка цифровых и медиадидактических решений для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки (Республика Гана, Республика Кот-д’Ивуар)».

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Летина Н.Н., Тарханова И.Ю. Возможности применения цифровых медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки. Интеграция образования. 2025;29(1):10–27. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.010-027

Заявленный вклад авторов:
Н. Н. Летина – разработка методологии; проведение исследования и первичная обработка полученных результатов; интерпретация и анализ материалов; написание черновика рукописи; критический анализ черновика рукописи.
И. Ю. Тарханова – постановка научной проблемы; формирование замысла исследования; разработка методологии; обзор литературы; интерпретация и анализ материалов; критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 31.07.2024;
одобрена после рецензирования 19.09.2024;
принята к публикации 26.09.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Носкова Т.Н. Цифровая образовательная среда: методологический аспект запуска инноваций. Информатика и образование. 2023;38(6):45–51. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-6-45-51
  2. Мельник А.Д. Роль смешанного обучения в высшем образовании: «первые шаги» студентов к неустойчивой работе и жизни. Интеграция образования. 2023;27(3):506–521. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.506-521
  3. Колесников Ю.Ю. Развитие информационных технологий в сфере образования и пути их совершенствования. Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023;(1):37–42. EDN: CKJUAS
  4. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации. Педагогика. 2022;(1):40–50.
  5. Dewi N. Lest We Forget: Inhumanity Threats in Teaching in the New Era. LLT Journal: A Journal on Language and Language Teaching. 2021;24(1):117–125. https://doi.org/10.24071/llt.v24i1.3156
  6. Грунис М.Л., Кирилова Г.И. Цветовая дифференциация цифровых рисков в педагогическом образовании. Интеграция образования. 2023;27(2):325–339. https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.325-339
  7. Безгодова С.А., Микляева А.В. Академический обман в цифровой среде: социально-психологический анализ. Science for Education Today. 2021;11(4):64–90. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.04
  8. Семенов А.Л., Зискин К.Е. Концепция расширенной личности как ориентир цифрового пути образования. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021;(4):530–535. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66
  9. Шкваря Л.В., Ахмади Ф.А. Анализ уровня и перспектив цифровизации в развивающихся регионах (на примере Северной Африки). Горизонты экономики. 2022;(4):62–68. EDN: UMTBXC
  10. Приходько Д.В. Цифровизация в странах Африки и факторы ее сдерживающие. Фундаментальные исследования. 2024;(2):31–36. https://doi.org/10.17513/fr.43567
  11. Agbaglo E., Bonsu E.M. The Role of Digital Technologies in Higher Education during the Coronavirus Pandemic: Insights from a Ghanaian University. Social Education Research. 2022;3(3):45–57. https://doi.org/10.37256/ser.3320221402
  12. Asamoah M.K., Osafo J., Biney I., Agyekum B. Psychological and Educational Effects of the COVID-19 Pandemic on Online Students and Faculty of a Ghanaian University. Journal of Adult and Continuing Education. 2023;30(2):302–320. http://dx.doi.org/10.1177/14779714231180298
  13. Sarpong R. Digitalisation of Education in Ghana: An Overview. Teacher Education Journal of Bangladesh. 2023;2(1):97–106. Available at: https://www.researchgate.net/publication/377255805_Digitalisation_of_Education_in_Ghana_An_Overview (accessed 29.06.2024).
  14. Loglo F.S. Media Usage Patterns of African Higher Education Students: A Ghanaian Perspective. Ubiquity Proceedings. 2023;3(1):326–333. https://doi.org/10.5334/uproc.104
  15. Абдулай М.С.Ю. Цифровые аспекты развития стран и регионов Африки. Сегодня и завтра Российской экономики. 2023;(117):5–13.
  16. Володенков С.В. Политика в цифровом формате в исследованиях российских и зарубежных ученых: представляю номер. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2022;24(3):339–350. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-339-350
  17. Сафонова В.В. Лингводидактические основы моделирования проблемно-ориентированной образовательной среды в университетском языковом образовании. Вестник Московского Университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;27(1):9–25. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-1
  18. Логинова М.В. Этноэстетика в системе этнокультуры: теоретико-методологический аспект. Финно-угорский мир. 2021;13(2):169–179. https://doi.org/10.15507/2076-2577.013.2021.02.169-179
  19. Харитонова Е.В. Этика и политика в Африке: прецеденты применения элементов традиционных этических систем в урегулировании политических конфликтов (на примере Руанды и ЮАР). Конфликтология. 2018;(3):55–69. https://doi.org/10.7256/2454-0617.2018.3.27545
  20. Gougou S.A.M., Mahona J.P. Digital Sociability and the Construction of Social Links on Social Digital Network in Ivory Coast: A Case Study of Young Abidjanese. Direct Research Journal of Social Science and Educational Studies. 2022;10(7):118–127. Available at: https://directresearchpublisher.org/drjsses/files/2022/08/PUBLICATIONDRJSSES91144695.pdf (accessed 29.06.2024).
  21. Jung I., Lee Y. YouTube Acceptance by University Educators and Students: A Cross-Cultural Perspective. Innovations in Education and Teaching International. 2015;52(3):243–253. https://doi.org/10.1080/14703297.2013.805986
  22. Летина Н.Н. Культуросообразный алгоритм исследования оснований российско-африканского диалога. Верхневолжский филологический вестник. 2023;(4):261–272. EDN: CFIELG
  23. Арляпова Е.С., Пономарева Е.Г. Виртуальное посольство: новые технологии представительства и влияния (осмысляя американский опыт). Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2023;18(3):32–47. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2023-03-02
  24. Бондаренко В.В., Полутин С.В., Юдина В.А., Танина М.А., Лескина О.Н. Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг. Интеграция образования. 2022;26(1):72–92. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License