УДК 316.776:37.091:811.111
DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.040-051
Актуальные аспекты методологии развития коммуникативной компетенции наставника в процессе преподавания иностранных языков
Шустова Светлана Викторовна
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и перевода Пермского государственного национального исследовательского университета (614068, Российская Федерация, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8318-7864, Scopus ID: 56028065500, Researcher ID: AAD-8871-2019, lanaschust@mail.ru
Буланкина Надежда Ефимовна
доктор философских наук, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (630002, Российская Федерация, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4291-6354, Scopus ID: 57221192968, nebn@yandex.ru
Леонтьева Любовь Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (423570, Российская Федерация, г. Нижнекамск, пр. Шинников, д. 44б), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5399-6855, Researcher ID: JZE-3399-2024, luba156@list.ru
Ширинян Марине Витальевна
старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета) (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7912-5487, Scopus ID: 57792680400, Researcher ID: AGZ-3245-2022, marina1810@mail.ru
Аннотация
Введение. Неотъемлемым показателем наставничества является готовность опытного педагога к передаче опыта. В этой связи особую значимость приобретают совершенствование коммуникативной подготовки наставников и формирование у них готовности к продуктивному взаимодействию с преемниками. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по формированию коммуникативной готовности преподавателей иностранного языка к реализации взаимодействия с преемниками. Для успешной реализации наставничества в образовательной организации целесообразны организация и осуществление не только методического сопровождения, но и коммуникативного. Цель исследования – обоснование модели формирования коммуникативной готовности педагогов ‒ наставников по обучению иностранным языкам с учетом поликультурной специфики региона.
Материалы и методы. Для изучения проблемы проанализирован практический опыт наставничества учителей и преподавателей иностранных языков г. Новосибирска и Новосибирской области; проведены оценка уровня психолого-педагогической готовности учителей к наставничеству в форме заполнения листа самообследования, тестирование уровня коммуникативной компетенции при помощи теста-опросника Б. А. Федоришина «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) и исследование ценностных ориентаций наставников и преемников по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Результаты исследования. По итогам исследования были выявлены основные тенденции в организации системы наставничества в сфере образования (американская «Спонсорское наставничество» и европейская «Развивающее наставничество» модели наставничества), важность передачи опыта молодым педагогам; формы и методы формирования коммуникативной готовности наставников для успешной реализации наставничества. Доказано, что сформированность коммуникативной составляющей наставника способствует эффективному сотрудничеству наставника и его воспитанников, помогает мобильно адаптироваться к быстро меняющимся условиям в профессиональной деятельности, мотивирует к поиску новых форм обучения, обеспечивает развитие критического и самостоятельного мышления.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие системы наставничества для разных сфер профессиональной деятельности, поскольку именно коммуникативная готовность облегчает процессы общения, обмена опытом и контроля профессиональной деятельности между наставником и его подопечным. Материалы статьи будут полезны руководителям образовательных организаций, представителям (сотрудникам) учреждений повышения квалификации и дополнительного образования педагогов.
Ключевые слова: наставник, наставничество, компетенция, коммуникативная готовность, методическая готовность, управление коммуникациями
Благодарности: авторы статьи выражают благодарность учителям иностранных языков Новосибирска и Новосибирской области, коллегам кафедры иноязычного образования НИПКиПРО И. А. Казачихиной и О. В. Мишутиной, В. Н. Карташовой (ЕГУ, г. Елец), З. Н. Никитенко (МПГУ, г. Москва), М. В. Влавацкой (НГТУ, г. Новосибирск) в подготовке данной работы, а также администрации НИПКиПРО в лице ректора, профессора К. Б. Умбрашко за финансовую поддержку.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Актуальные аспекты методологии развития коммуникативной компетенции наставника в процессе преподавания иностранных языков / С. В. Шустова [и др.] // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 1. С. 40–51. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.040-051
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 29.11.2023; одобрена после рецензирования 31.01.2024;
принята к публикации 05.02.2024.
Заявленный вклад авторов:
С. В. Шустова – постановка проблемы; разработка концепции статьи; критический анализ литературы.
Н. Е. Буланкина – сбор и обработка статистических данных; проведение сравнительного анализа; описание результатов и формирование выводов исследования.
Л. А. Леонтьева – теоретический анализ источников; разработка теоретико-методологических основ исследования.
М. В. Ширинян – табличное и графическое представление результатов; доработка рукописи.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.