Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.015.3:336

DOI: 10.15507/1991-9468.110.027.202301.119-130

 

Диагностика школьной вовлеченности обучающихся – участников практик инициативного бюджетирования

Куприянов Борис Викторович
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации (127006, Российская Федерация, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, стр. 2), профессор департамента педагогики Московского городского педагогического университета (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1041-6056, Scopus ID: 57131078100, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Проблема исследования состоит в определении измеряемых результатов использования отдельной образовательной практики (школьного инициативного бюджетирования). Цель статьи – зафиксировать взаимосвязь между уровнем школьной вовлеченности обучающихся и интенсивностью их участия в практике школьного инициативного бюджетирования.
Материалы и методы. В 2021–2022 гг. в семи общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа (Югра) было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 182 школьника. Исследование включало замеры школьной вовлеченности по 11 параметрам (деятельности, общения и отношений) учащихся, в разной степени активности участвующих в школьном инициативном бюджетировании. Использовались методика изучения вовлеченности – модифицированный опросник Gallup Q12, интервью, анкета для школьников и опросник для педагогических работников.
Результаты исследования. Разработаны авторская модель школьной вовлеченности, программа диагностики школьной вовлеченности и активности участия в школьном инициативном бюджетировании. Статистическая обработка произведенных измерений позволила утверждать, что интенсивность участия в школьном инициативном бюджетировании соотносится с уровнем школьной вовлеченности обучающихся: чем активнее ученик участвует в школьном инициативном бюджетировании, тем выше степень его школьной вовлеченности.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования свидетельствуют о перспективности использования модели и схемы диагностики школьной вовлеченности. Материалы статьи представляют интерес в контексте определения результатов реализации школьного инициативного бюджетирования в практике российских общеобразовательных организаций и школьного партисипаторного бюджетирования за рубежом.

Ключевые слова: школьное инициативное бюджетирование, образовательный результат, измерение образовательных результатов, интегративные психологические состояния, соучаствующие практики (партисипация), ученическое самоуправление

Благодарности: автор выражает благодарность руководителю центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России В. В. Вагину, ректорату Сургутского государственного университета, Департаменту образования Ханты-Мансийского автономного округа за помощь в проведении исследования.

Финансирование: исследование выполнено в рамках программы развития школьного инициативного бюджетирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Куприянов Б. В. Диагностика школьной вовлеченности обучающихся – участников практик инициативного бюджетирования // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 1. С. 119–130. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.110.027.202301.119-130

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 14.04.2022; поступила после рецензирования 25.07.2022;
принята к публикации 01.08.2022.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License