Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 377:347.962

DOI: 10.15507/1991-9468.109.026.202204.771-786

 

Современные тренды дополнительного профессионального образования судей: российский и зарубежный опыт

Бурдина Елена Владимировна
заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Российского государственного университета правосудия (117418, Российская Федерация, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69), доктор юридических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5431-7634, Scopus ID: 57202214784, Researcher ID: B-6469-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Александров Сергей Васильевич
председатель Арбитражного суда Республики Мордовия (430030, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 177), кандидат юридических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1692-5505, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Современное дополнительное профессиональное судейское образование оказывает непосредственное влияние на институциональные и личные параметры независимости судей, имеет публичную значимость как гарантию компетентности судьи при его длительной карьере. Актуальность исследования состоит в разработке и обосновании теоретико-методологических основ дополнительного профессионального образования судей как самостоятельной формы их непрерывного обучения. Цель статьи – систематизировать российский и зарубежный опыт организации повышения квалификации судей, восполнить потребность в комплексном решении правовых, организационных и учебно-образовательных вопросов обучения судей, обосновать перспективные модели учебного процесса и образовательные практики непрерывной подготовки судей.
Материалы и методы. Объектом изучения явилось дополнительное профессиональное образование судей как государственно-правовой и образовательный институт. Компаративистский характер исследования, основанного на изучении современного отечественного и зарубежного опыта организации дополнительного образования судей, позволил получить данные, ранее не анализировавшиеся в российской литературе. На основе комплексного (междисциплинарного) подхода получены выводы, касающиеся и вопросов правового регулирования порядка прохождения судьями дополнительного профессионального образования, и вопросов педагогического характера. Системный анализ дополнительного профессионального образования судей предопределил выявление особенностей подготовки преподавателей, характера учебных программ, способов и технологий обучения судей. При помощи социологических методов сформулированы выводы об условиях допустимости электронного образовательного процесса в судейской аудитории. В исследовании использовались электронные ресурсы, раскрывающие организационные особенности и образовательные практики национальной и зарубежных судебных школ.
Результаты исследования. Определены и раскрыты закономерности, определяющие тенденции эволюции дополнительного профессионального образования судей в России и за рубежом. Выделены модели судебных школ, действующих в зарубежных государствах, в зависимости от их правового статуса, характера и типов образовательных процессов. Обоснованы принципы организации дополнительного профессионального образования судей, позволяющие разграничивать данный вид образования от традиционных систем получения высшего юридического образования. Сформулированы предложения по совершенствованию правовой и образовательной модели российской судебной школы.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего развития теории специализированного судейского образования, определения правового статуса российской судебной школы, выполняющей функции непрерывного образования судей, а также для совершенствования учебного процесса, учитывая необходимость методологического разнообразия дополнительных программ и методик обучения судей.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование судей, непрерывное обучение, независимость судей, судебная школа, институционализация, профессионализация, образовательные программы, образовательные практики

Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 20-011-00672).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бурдина Е. В., Александров С. В. Современные тренды дополнительного профессионального образования судей: российский и зарубежный опыт // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 771–786. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.771-786

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 05.04.2022; одобрена после рецензирования 30.08.2022;
принята к публикации 05.09.2022.

Заявленный вклад авторов:
Е. В. Бурдина – концепция статьи; анализ полученных данных; доработка начального варианта текста.
С. В. Александров – сбор материалов по отечественным и зарубежным практикам; подготовка первоначального варианта статьи.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License