Печать

PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 371.31:811.111

DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.144-158

 

Инклюзивное обучение иностранному языку: стандарт компетенций учителя

Макарова Татьяна Сергеевна
доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0148-4927, Scopus ID: 57200195258, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Матвеева Евгения Евгеньевна
доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), кандидат филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6002-5283, Scopus ID: 57200190604, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Молчанова Мария Александровна
доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), кандидат филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7254-9359, Scopus ID: 57200195951, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Морозова Елена Александровна
доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3880-195X, Scopus ID: 57200193552, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Буренина Наталья Викторовна
декан факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6613-6857, Scopus ID: 57200194191, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Важную роль в обучении иностранному языку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выполняет соответствующая профессиональная и психолого-педагогическая подготовка учителя. Несмотря на многочисленные отечественные и зарубежные публикации, в которых рассматриваются различные аспекты данной проблемы, в статье впервые проводится анализ анкетирования учителей с целью выявления знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в инклюзивном классе. Цель исследования заключается в разработке программы профессиональной подготовки/переподготовки/ повышения квалификации учителей иностранного языка на основе государственного образовательного стандарта, способствующей формированию всех составляющих готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования с учетом современных требований.
Материалы и методы. Авторами использован интегративный метод критического осмысления работ российских и зарубежных авторов, других релевантных материалов по данной теме. Для изучения проблемы было проведено анкетирование, в котором приняли участие 30 человек. С помощью метода сбора необходимой информации осуществлен аналитический обзор полученных результатов.
Результаты исследования. По итогам исследования авторами разработан примерный перечень знаний и навыков педагога, необходимых для успешной работы в инклюзивном классе. Спроектирована и предложена для обсуждения программа повышения квалификации учителей, включающая критерии оценки ее усвоения с указанием дескрипторов. Программа курса представляет собой модель, которая может быть легко адаптирована в соответствии с интересами целевой аудитории.
Обсуждение и заключение. Разработанная авторами программа курса повышения квалификации учителей вносит определенный вклад в развитие психологии и педагогики обучения иностранным языкам. Данный курс должен помочь трансформировать общие компетенции, обозначенные в существующем стандарте подготовки учителя, таким образом, чтобы сформировать специальные компетенции, необходимые учителю для работы в инклюзивном классе, он должен стать неотъемлемой частью программы подготовки учителей.

Ключевые слова: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное обучение, иностранный язык, программа повышения квалификации учителей, образовательный стандарт, психология и педагогика обучения

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Инклюзивное обучение иностранному языку: стандарт компетенций учителя / Т. С. Макарова, Е. Е. Матвеева, М. А. Молчанова [и др.]. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.144-158 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 144–158.

Заявленный вклад авторов:
Т. С. Макарова – формулирование основного перечня знаний и навыков учителя иностранного языка, необходимых для эффективной работы в инклюзивном классе; поиск и критический анализ материалов в отечественных и зарубежных источниках по подготовке педагогов к работе в инклюзивном классе; формулирование выводов; подготовка текста статьи.
Е. Е. Матвеева – проведение критического анализа материалов, связанных с обучением лиц с ОВЗ и подготовкой учителей к работе в инклюзивном классе; обобщение зарубежного и отечественного опыта; критический анализ; подготовка текста статьи.
М. А. Молчанова – формулирование основной концепции структуры и содержания программы повышения квалификации учителей иностранного языка; проведение анализа; подготовка первоначальных выводов; подготовка текста статьи.
Е. А. Морозова – формулирование основной концепции подготовки учителей иностранного языка к работе в инклюзивном классе; критический анализ проекта профессионального государственного стандарта педагога; анализ и подготовка текста статьи.
Н. В. Буренина – участие в обсуждении материалов статьи; анализ материалов в отечественных и зарубежных источниках по методам исследования; разработка анкеты; проведение анкетирования; анализ полученных результатов; дополнение текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 26.10.2020; одобрена после рецензирования 21.12.2020;
принята к публикации 29.12.2020.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License