PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 371.3:811.111(470+571+510)

DOI: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.185-205

 

Управление процессом обучения английскому языку как иностранному: восприятие в Китае и России

Чичерина Наталья Васильевна
заместитель директора ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (190008, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16), профессор, доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1040-9120, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лю Фэн
аспирант кафедры перевода и прикладной лингвистики ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» (163002, Россия, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1497-0724, Scopus ID: 57208142910, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Образцова Оксана Юрьевна
преподаватель Высшей школы психологии, педагогики и физического культуры ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова» (163002, Россия, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8457-5746, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Управление учебным процессом является одной из самых важных областей изучения иностранного языка. Быстрый рост интернационализации образования требует сравнения управления учебным процессом в разных странах. Однако сравнительное исследование по этой проблематике в китайских и российских вузах изучено недостаточно. Целью данной работы является анализ восприятия управления учебным процессом в Китае и России при преподавании английского языка как иностранного.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе сравнительно-сопоставительного анализа, описательного, статистического и других методов. Для изучения проблемы было организовано анкетирование, в котором приняли участие 129 человек. Анкета по 5-балльной шкале Лайкерта используется как в китайских, так и в российских университетах, к данным интервала были применены три квартиля и U-критерий Манна – Уитни.
Результаты исследования. В результате кросс-культурного анализа сходств и различий в восприятии пунктов анкеты авторы установили, что в целом восприятие управления учебным процессом у китайских и российских респондентов имеет больше сходств, чем различий. Понимание различий в восприятии китайскими и российскими респондентами в университетах помогает преподавателям и студентам оправдать ожидания друг друга, а также стимулирует новые или измененные стратегии управления работой в классе. Кроме того, сформулирован ряд практических рекомендаций преподавателям для более эффективного управления учебным процессом в Китае и России.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие теории и практики обучения иностранным языкам. Перспективность дальнейшего исследования связана с выяснением причин различий и сходств в восприятии и практике управления учебным процессом в культурах Китая и России.

Ключевые слова: управление учебным процессом, академический менеджмент, управление поведением, мотивация, общение в класс е, взаимоотношения в классе, английский язык как иностранный

Для цитирования: Чичерина, Н. В. Управление процессом обучения английскому языку как иностранному: восприятие в Китае и России / Н. В. Чичерина, Ф. Лю, О. Ю. Образцова. – DOI 10.15507/1991-9468.099.024.202002.185-205 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 2. – С. 185–205.

Заявленный вклад авторов:
Чичерина Наталья Васильевна – изучение теоретической части; руководство эмпирическим исследованием.
Лю Фэн – проведение эмпирического исследования; обсуждение обзора литературы и полученных данных; написание статьи.
Образцова Оксана Юрьевна – обработка, анализ и обсуждение полученных данных с использованием адекватных инструментов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 13.05.2019; принята к публикации 10.01.2020;
опубликована онлайн 30.06.2020.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.