PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378.126:004-057.87

DOI: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.172-184

 

Онлайн-безопасность как новый компонент цифровой грамотности молодежи

Томчик Лукаш
научный сотрудник факультета социальных наук Краковского педагогического университета (30-084, Польша, г. Краков, ул. Подхорунжих, д. 2), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5652-1433, Scopus ID: 56780136100, ResearcherID: O-2800-2014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Эгер Людвик
доцент департамента маркетинга, торговли и услуг Университета Западной Богемии (301 00, Чешская Республика, г. Пльзень, ул. Университетская, д. 8), доктор педагогики, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5437-3297, ResearcherID: C-1330-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В статье проанализированы данные об уровне цифровой грамотности в области новых средств массовой информации и угроз, связанных с их использованием, среди учащихся старших классов средней школы (четвертый образовательный цикл).
Материалы и методы. Для изучения проблемы был проведен диагностический тест, содержащий 18 вопросов. В нем приняли участие 1 693 человека в возрасте 15–21 год. Исследование было разработано на основе традиционных методов тестирования знаний и навыков.
Результаты исследования. По итогам проведенного тестирования выявлено, что наиболее слабым компонентом цифровой грамотности являются знания, связанные с авторским правом, сильной областью – онлайн-покупки и финансовые операции. Были определены различия в отношении некоторых компонентов цифровой грамотности, определяемых гендерным фактором: девочки получили более высокие результаты тестов с точки зрения «мягких» навыков, мальчики показали лучшие познания в технических аспектах цифровой грамотности. По итогам кластерного анализа отмечено, что у 41,41 % учащихся хорошие и очень хорошие результаты теста на компетентность. Однако большинство студентов нуждаются в дальнейшем образовании по анализируемым областям.
Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи будут полезны руководителям образовательных организаций. Полученные выводы могут способствовать качественному преобразованию учебных программ по информационным технологиям.

Ключевые слова: цифровая грамотность, кибербезопасность, молодежь, защита изображений, кибербуллинг, секстинг, цифровое пиратство, мистификация, мера, Польша

Для цитирования: Томчик, Л. Онлайн-безопасность как новый компонент цифровой грамотности молодежи / Л. Томчик, Л. Эгер. – DOI 10.15507/1991-9468.099.024.202002.172-184 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 2. – С. 172–184.

Заявленный вклад авторов:
Томчик Лукаш (совместно с компанией NAVIGO) – подготовка инструментария исследования; разработка методологической части; проведение математического анализа; подготовка заключительного раздела.
Эгер Людвик – разработка теоретической основы исследования; написание вступления; участие в обсуждении результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 16.12.2019; принята к публикации 09.01.2020;
опубликована онлайн 30.06.2020.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.