PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378:631.117

DOI: 10.15507/1991-9468.097.023.201904.518-540

 

Экспорт дополнительных профессиональных образовательных программ: навыки и технологии (на примере аграрных университетов)

Коршунов Илья Алексеевич
ведущий научный сотрудник, руководитель группы по непрерывному образованию взрослых Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20), кандидат химических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0706-0308, Scopus ID: 57201132401, Researcher ID: Q-8721-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ширкова Наталия Николаевна
научный сотрудник Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4040-024X, Researcher ID: W-3808-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мирошников Максим Сергеевич
аналитик Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6313-9048, Scopus ID: 57205218143, Researcher ID: W-9633-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Развитие экономики за счет новых технологий стимулирует передачу компетенций через расширение экспорта образовательных услуг в различных отраслях. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение востребованных навыков и компетенций в сфере агропромышленного комплекса позволяет составить представление о наиболее конкурентоспособных образовательных программах для региональных рынков труда, которые могут успешно экспортироваться Россией в другие страны, а также тех инновационных образовательных продуктах, в которых нуждается сфера сельского хозяйства. В связи с этим целью настоящего исследования стало изучение процесса имплементации программ дополнительного профессионального образования аграрных университетов на международные образовательные рынки.
Материалы и методы. В работе были использованы результаты анкетного обследования организаций высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на предмет реализации программ дополнительного профессионального образования, экспортируемых в другие страны. Для выделения наиболее конкурентоспособных стратегий экспорта дополнительного профессионального образования на международных образовательных рынках был осуществлен контент-анализ востребованных навыков в сфере сельского хозяйства на рынках труда Казахстана, России и США. Исследование проводилось по региональным базам поиска работы. Общая совокупность изученных вакансий составила свыше 3 000 актуальных объявлений.
Результаты исследования. Полученные теоретические и эмпирические результаты исследования показывают, что странами в составе импортируемых программ образования закупаются более сложные навыки, спрос на которые существует внутри страны и соответствующее обучение не сформировано. Приобретение подобных навыков востребовано у стран, использующих схожую модель развития отрасли, но находящихся на более раннем этапе своего технологического обновления. Увеличения экспорта российских образовательных программ сельскохозяйственной направленности на международные рынки можно добиться за счет образовательных программ, предлагающих передачу наукоемких технологий в агропромышленной сфере. В качестве потенциально перспективного направления экспорта образовательных программ рекомендуются страны, имеющие культурно-политические и социально-экономические отношения с Российской Федерацией.
Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи будут полезны руководителям подразделений дополнительного профессионального образования университетов для разработки перспективных стратегий экспорта программ на международные рынки.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, экспорт образования, университет, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, структура рынка образовательных программ, востребованные навыки и компетенции, наукоемкие компетенции

Для цитирования: Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С. Экспорт дополнительных профессиональных образовательных программ: навыки и технологии (на примере аграрных университетов) // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 4. С. 518–540. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.518-540

Заявленный вклад авторов:
Коршунов Илья Алексеевич – разработка методологической составляющей; формулирование основной концепции исследования; научное руководство; подготовка окончательной редакции текста.
Ширкова Наталия Николаевна – разработка методологии проведения контент-анализа на востребованные навыки в сфере сельского хозяйства; поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; проведение анализа и подготовка первоначальных выводов.
Мирошников Максим Сергеевич – постановка научной проблемы и определение направлений ее решения; обработка данных; проведение критического анализа материалов и формирование первоначальных выводов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 01.02.2019; принята к публикации 29.04.2019;
опубликована онлайн 31.12.2019. 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.