PDF Скачать статью в pdf.

УДК 37.043.2-055.1

DOI: 10.15507/1991-9468.096.023.201903.423-439

 

Этическая регламентация как ресурс в разрешении проблем взаимодействия субъектов образования в условиях интеграции и инклюзии

Микляева Анастасия Владимировна
профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), доктор психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, Scopus ID: 53984860100, Researcher ID: D-4700-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Веселова Елена Константиновна
профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5513-305X, Scopus ID: 57190222439, Researcher ID: O-1798-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Семенова Галина Вячеславовна
доцент кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3936-2039, Researcher ID: N-3664-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бахвалова Елена Владимировна
аспирант кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1422-2635, Researcher ID: O-1711-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Данное исследование было направлено на выявление проблем взаимодействия субъектов образования, требующих осмысления с позиции профессиональной педагогической этики. Цель исследования – изучение проблем во взаимодействии субъектов образовательного процесса в условиях инклюзивного и интегрированного образования и возможностей этической регламентации в разрешении этих проблем. Актуальность статьи обусловлена тенденцией к распространению практик инклюзии и интеграции в современном российском образовании.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 391 респондент, учащиеся школ, реализующие программы инклюзии и/или интеграции, их родители и педагоги. Проблемы, возникающие во взаимодействии субъектов образования в условиях интеграции и инклюзии, изучались с помощью социометрии, структурированного интервью и анкетирования.
Результаты исследования. В условиях интеграции и инклюзии скрытая или явная социальная эксклюзия прослеживается во всех звеньях взаимодействия в образовательном процессе и конкретизируется следующими проявлениями: дискриминацией и стигматизацией особых детей и их родителей, вытеснением особых детей на периферию системы отношений в учебной группе, разглашением информации о состоянии здоровья ребенка и/или его семейном статусе. Выделены этические принципы, наиболее часто нарушаемые во взаимодействии субъектов образования. Теоретическое сравнение пунктов, раскрывающих эти этические принципы в профессиональных кодексах врача, социального работника, педагога-психолога и Модельного кодекса педагога показало, что этическая регламентация может стать ресурсом в разрешении моральных коллизий в педагогическом взаимодействии. Для этого необходимо конкретизировать принципы уважения и компетентности применительно к условиям интегрированного и инклюзивного образования и разработать специальное содержание принципа конфиденциальности.
Обсуждение и заключение. Полученные выводы вносят вклад в развитие педагогической деонтологии и могут быть использованы для уточнения этических принципов взаимодействия в условиях интеграции и инклюзии в образовании.

Ключевые слова: инклюзия, интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – воспитанники детских домов, гетерогенная группа обучающихся, социальная эксклюзия, педагогическое взаимодействие, профессиональная этика, этический принцип

Для цитирования: Этическая регламентация как ресурс в разрешении проблем взаимодействия субъектов образования в условиях интеграции и инклюзии / А. В. Микляева [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 3. С. 423–439. DOI: http:/doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.423-439

Заявленный вклад авторов:
Микляева Анастасия Владимировна – постановка проблемы исследования; проведение критического анализа теоретических и эмпирических материалов; подготовка текста статьи; формулирование выводов.
Веселова Елена Константиновна – формулирование основной концепции исследования; обобщение результатов эмпирического исследования и их соотнесение с содержанием профессиональных кодексов специалистов; формулирование выводов; подготовка текста статьи.
Семенова Галина Вячеславовна – поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных публикациях; анализ взаимодействия субъектов образования в условиях инклюзии на материале эмпирических данных; подготовка первоначальных выводов; подготовка текста статьи.
Бахвалова Елена Владимировна – анализ взаимодействия субъектов образования в условиях интеграции на материале эмпирических данных; проведение анализа и подготовка первоначальных выводов; подготовка текста статьи; оформление рукописи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 27.11.2018; принята к публикации 14.01.2019;
опубликована онлайн 30.09.2019.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.